Форсайт для карьерного развития
PDF
PDF (English)

Ключевые слова

тенденции
исследования будущего
компетенции
навыки
карьерное развитие
услуги профессиональной ориентации

Как цитировать

КононюкА., ПаякА., ГудановскаА.-Э., МагрукА., Роллник-СадовскаЭ., КозловскаЮ., & Сачио-ШиманьскаА. (2020). Форсайт для карьерного развития. Форсайт, 14(2), 88-104. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2020.2.88.104

Аннотация

Развитие карьеры предполагает управление обуче­нием, приобретение опыта и изменения, нацеленные на достижение индивидуально спланированного предпочтительного профессионального будущего. В условиях динамичных социальных, экономических и технологических трансформаций возрастает роль служб профессиональной ориентации и одновременно меняется характер их деятельности. Появление новых компетенций и навыков применения инновационных инструментов позволит эффективно и системно планировать карьерное развитие. В таком контексте встраивание исследований будущего в практику обучения и профориентации представляется продуктивной задачей. Исследование будущего не только развивает навыки планирования и адаптации, но и позволяет выявлять и идентифицировать зарождающиеся тенденции и благодаря этому приспосабливаться к новым условиям или активно формировать желаемое завтра.Цель статьи состоит в том, чтобы представить комплексную методологию и результаты национального обследования специалистов по профориентации в Польше. Авторами проанализирован потенциал Форсайт-методологии и исследований будущего для обучения и практики профориентации. Прежде всего, была предпринята попытка оценить современное состояние и уровень подготовки карьерных консультантов путем сопоставления идеальных (желаемых) характеристик профильных курсов и программ с восприятием выпускниками полученного ими образования с точки зрения навыков операционализации методов и инструментов исследования будущего. Рассмотрены уровень компетенций действующих в данной сфере специалистов и его соответствие реальной практике профориентации. Для этого количественное исследование было дополнено углубленными интервью.

https://doi.org/10.17323/2500-2597.2020.2.88.104
PDF
PDF (English)

Литература

AfDB, ADB, EBRD, IDB (2018) The Future of Work: Regional Perspectives. Abidjan (Cote d'Ivoire), Manila (Philippines), London (UK), Washington, D.C.: African Development Bank (AfDB), Asian Development Bank (ADB), European Bank for Reconstruction and Development (EBRD), Inter-American Development Bank (IDB). Режим доступа: https://publications.iadb.org/en/future-work-regional-perspectives, дата обращения 10.10.2019.

Ahmed R.R., Vveinhardt J., Streimikiene D., Ashraf M., Channar Z.A. (2017) Modified SERVQUAL model and effects of customer attitude and technology on customer satisfaction in banking industry: Mediation, moderation and conditional process analysis // Journal of Business Economics and Management. Vol. 18. № 5. P. 974-1004.

Ali S.S., Kaur R., Pande M.J.C., Ahmad F. (2014) Service quality gap approach: A case of Indian customer's satisfaction of private banks // International Journal of Business Excellence. Vol. 7. № 4. P. 429-453.

Balliester T., Elsheikhi A. (2018) The Future of Work: A Literature Review (Research Department Working Paper № 29). Geneve (Switzerland): International Labour Office. Режим доступа: https://www.ilo.org/global/research/publications/working-papers/WCMS_625866/lang-en/index.htm, дата обращения: 01.10.2019.

Bednarczyk Z., Domhof L., Nosarzewski K. (2018) Surfing the future of education. What skills, attitudes and knowledge should the educational system aim to develop to address future needs? Warszawa: Polskie Towarzystwo Studiow nad Przyszloscia & Futures Literacy KnowLabs. Режим доступа: http://ptsp.pl/surfing_the_future_of_education/, дата обращения 10.09.2019.

Blaczkowska A., Grzeskowiak A., Krol A., Stanimir A. (2012) Wykorzystanie analizy korespondencji w badaniu czynnikow roznicujacych wyniki z dwoch czesci egzaminu gimnazjalnego uzyskanych przez uczniow z roznych obszarow terytorialnych [The use of correspondence analysis in the study of factors differentiating the results of two parts of the junior high school exam obtained by students from different territorial areas] // Przeglad Statystyczny (Statistical Review). Vol. 59. № 2. P. 163-178.

CEDEFOP (2009a) Modernising vocational education and training. Fourth report on vocational education and training research in Europe: Executive summary. Report of the European Centre for the Development of Vocational Training (CEDEFOP). Luxembourg: Publications Office of the European Union.

CEDEFOP (2009b) Professionalising career guidance. Practitioner competences and qualification routes in Europe. Report of the European Centre for the Development of Vocational Training (CEDEFOP). Luxembourg: Publications Office of the European Union.

DHET (2016) Competency Framework for Career Development Practicioners in South Africa. Preatoria (SAR): Department of Higher Education and Training (DHET).

Dauwalder J.P. (2014) From heuristic to life-designing. New tool for coping with complex situations. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/310458494, дата обращения 01.10.2019.

Dubois D., Rothwell W. (2004) Competency-based or a traditional approach to training // T and D. Vol. 58. № 4. P. 46-57.

Fernandez-Sanz L., Gomez-Perez J., Castillo-Martinez A. (2017) e-Skills Match: A framework for mapping and integrating the main skills, knowledge and competence standards and models for ICT occupations // Computer Standards & Interfaces. Vol. 51. P. 30-42.

Flum H., Blustein D.L. (2000) Reinvigorating the study of vocational exploration: A framework for research // Journal of Vocational Behavior. Vol. 56. № 3. P. 380-404.

Gatnar E., Walesiak M. (2004) Metody statystycznej analizy wielowymiarowej w badaniach marketingowych [Methods of statistical multivariate analysis in marketing research]. Wroclaw: Wydawnictwo Akademii Ekonomicznej im. Oskara Langego we Wroclawiu (in Polish).

Greenacre M.J. (1984) Theory and Apllications of Correspondence Analysis. London: Academic Press.

Greenacre M.J. (1993) Correspondence Analysis in Practice. London: Academic Press.

Greenacre M.J., Hastie T. (1987) The geometric interpretation of correspondence analysis // Journal of the American Statistical Association. Vol. 82. P. 437-447.

Guan Y., Zhuang M., Cai Z., Ding Y., Wang Y., Huang Z., Lai X. (2017) Modeling dynamics in career construction: Reciprocal relationship between future work self and career exploration // Journal of Vocational Behavior. Vol. 101. P. 21-31.

Hiebert B., Neault R. (2013) Career Counselor Competencies and Standards: Differences and Similarities Across Countries. Режим доступа: file:///C:/Users/oem/Downloads/HNeault-Springer300303_1_En_39_DeltaPDF.pdf, дата обращения 25.09.2019.

Jiang Z., Newman A., Le H., Presbitero A., Zheng C. (2019) Career exploration: A review and future research agenda // Journal of Vocational Behavior. Vol. 110. P. 338-356.

Knapper Ch. K., Cropley A.J. (2000) Lifelong Learning in Higher Education. London: Kogan Page Limited.

Kononiuk A.(ed.), Pająk A.(ed.), Gudanowska A., Kononiuk A., Kozłowska J., Magruk A., Pająk A., Rollnik-Sadowska E., Sacio-Szymańska A. (2019) Projektowanie kariery zawodowej - perspektywa badań foresightowych [Career design - the perspective of foresight research]. Białystok: Oficyna Wydawnicza Politechniki Białostockiej (in Polish).

Kononiuk A., Gudanowska A., Magruk A., Sacio-Szymanska A., Fantoni G., Trivelli L., Ollenburg S. (2017a) The quest for the competences of a future-oriented individual: Research methodology and findings. Becoming future-oriented entrepreneurs in universities and companies report. Brussels: European Commission. Режим доступа: http://futureoriented.eu/downloads/, дата обращения 05.10.2019.

Kononiuk A., Sacio-Szymanska A., Gaspar, J. (2017b) How do companies envisage the future? Functional foresight approaches // Engineering Management in Production and Services. Vol. 9. № 4. P. 21-33.

Lester S., Religa J. (2017) „Competence and occupational standards: Observations from six European countries // Education+Training. Vol. 59. № 2. P. 201-214.

Magruk A. (2017) Concept of uncertainty in relation to the foresight research // Engineering Management in Production and Services. Vol. 9. No 1. Р. 46-55.

McClune B., Jarman R. (2010) Critical Reading of Science?Based News Reports: Establishing a Knowledge, Skills and Attitudes Framework // International Journal of Science Education. Vol. 32. № 6. P. 727-752.

Mocker D.W., Spear G.E. (1982) Lifelong learning: Formal, nonformal, informal and self-directed. ERIC Information Series Paper № 241.Columbus, OH: National Center for Research in Vocational Education (ERIC). Режим доступа: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED220723.pdf, дата обращения 20.09.2019.

NCDA (2009) Career Counselling Competencies. Broken Arrow, OK: National Career Development Association (NCDA). Режим доступа: https://www.ncda.org/aws/NCDA/page_template/show_detail/37798?model_name=news_article, дата обращения 29.09.2019.

Nazarko J. (2013) Regionalny Foresight gospodarczy. Metodologia i instrumentarium badawcze [Regional economic foresight. Methodology and research instruments]. Warszawa: Związek Pracodawców Warszawy i Mazowsza (in Polish).

Neureiter M., Traut-Mattausch E. (2017) Two sides of the career resources coin: Career adaptability resources and the impostor phenomenon // Journal of Vocational Behavior. Vol. 98. P. 56-69.

Nosalska K., Mazurek G. (2019) Marketing principles for Industry 4.0 - a conceptual framework // Engineering Management in Production and Services. Vol. 11. № 3. P. 9-20.

OECD (2004) Career Guidance and Public Policy. Bridging the Gap. Paris: OECD. Режим доступа: https://www.oecd.org/education/innovation-education/34050171.pdf, дата обращения 28.09.2019.

OECD (2017) Getting Skills Right: The OECD Skills for Jobs Indicators. Paris: OECD. Режим доступа: https://www.oecdskillsforjobsdatabase.org/data/country_notes/Poland%20country%20note.pdf, дата обращения 28.09.2019.

Oyserman D., Bybee D., Terry K. (2006) Possible selves and academic outcomes: How and when possible selves impel action // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 91. P. 188-204.

Parasuraman A., Berry L.L., Zeithaml V.A. (1985) A Conceptual Model of Service Quality and Its Implications for Future Research // Journal of Marketing. Vol. 49. № 4. P. 41-50.

Pryor R.G., Bright J. (2018) Careers as Fractal Patterns: The Chaos Theory of Careers Perspective // Contemporary Theories of Career Development: International Perspectives // Eds. N. Arthur, M. McMahon. New York: Routledge. P. 135-152.

Rieckmann M. (2012) Future-oriented higher education: Which key competencies should be fostered through university teaching and learning? // Futures. Vol. 44. № 2. P. 127-135.

Savickas M.L., Nota L., Rossier J., Dauwalder J., Duarte M.E., Guichard J., Soresi S., Van Esbroeck R., van Vianen A.E.M (2009) Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century // Journal of Vocational Behavior. Vol. 75. P. 239-250.

Stumpf S., Colarelli S., Hartman K. (1983) Development of the Career Exploration Survey (CES) // Journal of Vocational Behavior. Vol. 22. P. 191-226.

Sultana R.G. (2004) Guidance policies in the knowledge society. Trends, challenges and responses across Europe. A CEDEFOP synthesis report. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities.

Symela K. (2006) Kompetencje i jakosc pracy doradcy zawodowego [Competence and quality of work of a vocational counselor] // Edukacja dla rynku pracy. Problemy poradnictwa zawodowego [Education for the labor market. Problems of vocational guidance] / Eds. S.M. Kwiatkowski, Z. Sirojc. Warszawa: Ochotnicze Hufce Pracy Komenda Glowna (in Polish).

Toffler A. (1980) The Third Wave: The Classic Study of Tomorrow. New York: Bantam Books.

Volles N. (2016) Lifelong learning in the EU: Changing conceptualisations, actors, and policies // Studies in Higher Education. Vol. 41. № 2. P. 343-363.

Эйдис И., Гудановска А., Халичка К., Кононюк А., Магрук А., Назарко Й., Назарко Л., Шпилько Д., Видельска У. (2019) Форсайт в секторе высшего образования: опыт Польши // Форсайт. T. 13. No 1. С. 77-89.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.