Аннотация
Разработке отраслевых программ, особенно в технологических областях, сопутствует высокий уровень неопределенности. Подобные инициативы направлены на создание продуктов, реализация которых начнется лишь через несколько лет, поэтому существует вероятность, что к моменту запуска в массовое производство спрос на них исчезнет ввиду появления более совершенных технологий. В статье описывается комплексный инструментарий, синтезирующий комплементарные функции Форсайта, конкурентной разведки и бизнес-аналитики. Форсайт и конкурентная разведка нацелены в первую очередь на анализ внешней среды, и поэтому среди прочего дают возможность определить тенденции развития рынков и технологий, составить локальный профиль отрасли для идентификации наиболее подходящих политических инструментов. Текущие сигналы, которые идентифицируются с помощью методик конкурентной разведки, могут подтвердить выводы, сделанные в ходе долгосрочных Форсайт-исследований с использованием таких методов, как сценарии, дорожные карты и сканирование. Это позволяет глубже понять факторы риска и разрабатывать более качественную и эффективную отраслевую политику.
Авторами предложен набор индикаторов для мониторинга реализации программ. Система мониторинга дает возможность оперативно вносить необходимые корректировки в программы. Как следствие, не только снижается уровень неопределенности и риска, но и повышается вероятность того, что новые инициативы будут востребованы целевой аудиторией и своевременно выявятся новые возможности развития отрасли. Рассматриваемый подход протестирован на модельном кейсе – разработке государственной программы развития производства инновационных нутрицевтических продуктов в Канаде.