Барьеры цифровых инноваций в сфере интеллектуальных деловых услуг: кейс юридических фирм в Польше
PDF
PDF (English)

Ключевые слова

интеллектуальные деловые услуги
профессиональные услуги
цифровая трансформация
юристы
юридические фирмы
юридические услуги

Как цитировать

ДурчакК., ГнусовскийМ., & ЛавриновичМ. (2022). Барьеры цифровых инноваций в сфере интеллектуальных деловых услуг: кейс юридических фирм в Польше. Форсайт, 16(1), 54-67. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2022.1.54.67

Аннотация

Цифровизация радикальным образом трансформирует профессиональную деятельность во многих отраслях экономики, однако юридические компании заметно отстают от других игроков рынка интеллектуальных деловых услуг (ИДУ) (knowledge-intensive business services, KIBS). Такое отставание юридического сегмента ИДУ актуализирует задачу выявления барьеров, препятствующих внедрению в нем технологических инноваций, по сравнению с поставщиками других ИДУ, которые находятся в авангарде глобального инновационного развития. Проанализировать причины этой ситуации позволяет смешанный подход, прагматически соединяющий дедуктивный и индуктивный методы анализа — количественный анализ юридических фирм (n = 258) с серией интервью с участниками рынка (n = 28), посвященных отношению к использованию технологий.Исследование расширяет представление о факторах, которые сдерживают цифровую трансформацию малых юридических фирм, действующих на периферии глобального рынка. Выявлены шесть барьеров: три связаны со спецификой работы отдельных юристов, два — с деятельностью юридических фирм в целом, а последний отражает общие ограничения для разработки технологий. Полученные результаты развивают дискуссию о технологическом прорыве в сфере юридических услуг. Если принять во внимание издержки «созидательного разрушения», сопротивление внедрению цифровых инновации не выглядит иррациональным. В интересах роста, обеспеченного экономией на масштабах, эндогенные изменения в компаниях должны сопровождаться усилиями по преодолению фрагментированности локальных рынков, поскольку цифровые инновации развиваются в глобальном, преимущественно англоязычном контексте. Более глубокое понимание препятствий на пути внедрения технологических инноваций может помочь юристам, менеджерам и поставщикам юридических технологий (LegalTech) в решении наиболее острых проблем.

https://doi.org/10.17323/2500-2597.2022.1.54.67
PDF
PDF (English)

Литература

Aghion P., Howitt P. (1992) A Model of Growth Through Creative Destruction. Econometrica, 60(2), 323-351. DOI: https://doi.org/10.2307/2951599

Alarie B., Niblett A., Yoon A.H. (2018) How artificial intelligence will affect the practice of law. University of Toronto Law Journal, 68(S1), 106-124. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.3066816

Amara N., D'Este P., Landry R., Doloreux D. (2016) Impacts of obstacles on innovation patterns in KIBS firms. Journal of Business Research, 69(10), 4065-4073. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2016.03.045

Braga A.M., Marques C.S. (2016) Knowledge intensive business services research: A bibliometric study of leading international journal (1994-2014). In: Knowledge Intensive Services and Regional Competitiveness (eds. J.J.M. Ferreira, M.L. Raposo, C.I. Fernandes, M. Dejardin), New York: Routledge, pp. 11-47.

Brooks C., Gherhes C., Vorley T. (2020) Artificial intelligence in the legal sector: Pressures and challenges of transformation. Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, 13(1), 135-152. DOI: https://doi.org/10.1093/cjres/rsz026

Brooks C., Vorley T., Gherhes C., Capener J. (2018) Innovation in the Professional Services Sector, Sheffield: University of Sheffield.

Bumberová V., Milichovský F. (2020) Influence of Determinants on Innovations in Small KIBS Firms in the Czech Republic before COVID-19. Sustainability, 12(19), 7856. DOI: https://doi.org/10.3390/su12197856

Charmaz K. (2014) Constructing Grounded Theory (2nd ed)., Thousand Oaks, CA: SAGE Publications.

Chichkanov N., Miles I., Belousova V. (2019) Drivers for innovation in KIBS: Evidence from Russia. The Service Industries Journal, Routledge, 41(7-8), 489-511. DOI: https://doi.org/10.1080/02642069.2019.1570151

Chishti S., Bhatti S.A., Datoo A., Indjic D. (2020) The LegalTech Book: The Legal Technology Handbook for Investors, Entrepreneurs and FinTech Visionaries, New York: Wiley.

Czarniawska B. (2005) Karl Weick: Concepts, style and reflection. Sociological Review, 53, 267-278. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-954X.2005.00554.x

Davenport T.H., Kirby J. (2016) Only Humans Need Apply: Winners and Losers in the Age of Smart Machines, New York: Harper Business.

Eurostat (2008) NACE Rev. 2. Statistical Classification of Economic Activities in the European Community, Luxembourg: European Commission.

Felstiner W. (ed.) (2005) Reorganization and Resistance. Legal Professions Confront a Changing World, London: Bloomsbury Publishing. https://www.bloomsburyprofessional.com/uk/reorganization-and-resistance-9781847310538/, дата обращения 22.03.2021.

Flood J., Mather L. (2013) What Do Lawyers Do?: An Ethnography of a Corporate Law Firm, Chicago, IL: Quid Pro Books.

Gaver W. (1991) Technology affordances. In: Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI '91), New York: Association for Computing Machinery, pp. 79-84.

Gibson J.J. (1982) Reasons for Realism: Selected Essays of James J. Gibson (1st ed.), Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum.

Gnusowski M. (2017) Konkurencyjność kancelarii prawnych. Jak zdobyć i utrzymać przewagę?, Warszawa Wolters Kluwer Polska (in Polish).

Gnusowski M. (2020) Viewpoint: Service research in Post-Soviet states and the former eastern bloc. Journal of Services Marketing, 35(2), 145-151. DOI: https://doi.org/10.1108/JSM-10-2020-0415

Gotsch M., Hipp C., Gallego J., Rubalcaba L. (2011) Sectoral Innovation Watch: Knowledge Intensive Services Sector, Brussels: European Commission. https://studylib.net/doc/18622439/sectoral-innovation-watch-knowledge-intensive-services, дата обращения 29.11.2021.

Hertog P.D. (2000) Knowledge-intensive Business Services as Co-producers of Innovation. International Journal of Innovation Management, 4(4), 491-528. DOI: https://doi.org/10.1142/S136391960000024X

Hipp C., Gallego J., Rubalcaba L. (2015) Shaping innovation in European knowledge-intensive business services. Service Business, 9(1), 41-55. DOI: https://doi.org/10.1007/s11628-013-0217-7

J-Figueiredo R., Neto J.V., Quelhas O.L.G., de Ferreira J.J.M. (2017) Knowledge Intensive Business Services (KIBS): bibliometric analysis and their different behaviors in the scientific literature: Topic 16 - Innovation and services. Revista de Administração e Inovação, 14(3), 216-225. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rai.2017.05.004

Jaehun J. (2011) Adoption of Semantic Web from the perspective of technology innovation: A grounded theory approach. International Journal of Human-Computer Studies, 69(3), 139-154. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijhcs.2010.11.002

Kobyliński Ł., Kieraś W. (2018) Part of Speech Tagging for Polish: State of the Art and Future Perspectives. In: Computational Linguistics and Intelligent Text Processing, (ed. A. Gelbukh), Heidelberg, Dordrecht, London, New York: Springer, pp. 307-319. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75477-2_21

LegalTech Polska (2018) Diagnoza Potrzeb Prawników w Zakresie Wykorzystywania Narzędzi Informatycznych w Usługach Prawniczych, Warszawa: LegalTech Polska. https://www.cziitt.pw.edu.pl/diagnoza-potrzeb-prawnikow-w-zakresie-wykorzystywania-narzedzi-informatycznych-w-uslugach-prawniczych/, дата обращения 12.11.2021 (in Polish).

LexisNexis (2014) Workflow and Productivity in the Legal Industry, Chatswood (Astralia): LexisNexis. https://www.lexisnexis.com.au/en/insights-and-analysis/research-and-whitepapers/2014/2014-workflow-and-productivity-in-the-legal-industry, дата обращения 23.01.2022.

Li Y. (2016) A Semiotic Theory of Institutionalization. Academy of Management Review, 42(3), 520-547. DOI: https://doi.org/10.5465/amr.2014.0274

Miles I. (2005) Knowledge intensive business services: Prospects and policies. Foresight, 7(6), 39-63. DOI: https://doi.org/10.1108/14636680510630939

Miles I., Belousova V., Chichkanov N. (2019) Knowledge intensive business services: Innovation and occupations. Foresight, 21(3), 377-408. DOI: https://doi.org/10.1108/FS-11-2018-0091

Miles I., Kastrinos N., Bilderbeek R., den Hertog P., Flnagan K., Huntink W., Bouman M. (1995) Knowledge-Intensive Business Services: Users, Carriers and Sources of Innovation, Brussels: European Commission.

Morgan D.L. (2014a) Pragmatism as a Paradigm for Social Research. Qualitative Inquiry, 20(8), 1045-1053. DOI: https://doi.org/10.1177/1077800413513733

Morgan D.L. (2014b) Integrating Qualitative and Quantitative Methods: A Pragmatic Approach, Thousand Oaks, CA: Sage. DOI: https://doi.org/10.4135/9781544304533

Norman D. (2013) The Design of Everyday Things: Revised and Expanded Edition, New York: Basic Books.

OECD (2018) Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation (4th ed.), Paris: OECD. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264304604-en

PWC (2018) Nowe Technologie w Pracy Prawników i Transformacje Działów Prawnych. Analizawyzwańitrendów, Warszawa: PWC Polska (in Polish). https://www.pwc.pl/pl/pdf/publikacje/2018/legaltech-2018-raport-pwc.pdf, дата обращения 14.11.2021.

Parida V., Sjödin D., Reim W. (2019) Reviewing Literature on Digitalization, Business Model Innovation, and Sustainable Industry: Past Achievements and Future Promises. Sustainability, 11(2), 391. DOI: https://doi.org/10.3390/su11020391

Raisch S., Krakowski S. (2021) Artificial Intelligence and Management: The Automation-Augmentation Paradox. Academy of Management Review, 46(1), 192-210. DOI: https://doi.org/10.5465/amr.2018.0072

Ribstein L.E. (2010) The Death of Big Law (SSRN Scholarly Paper ID 1467730). DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.1467730

Santos-Vijande M.L., López-Sánchez J.Á., González-Mieres C. (2012) Organizational Learning, Innovation, and Performance in KIBS. Journal of Management and Organization, 18(6), 870-904. https://psycnet.apa.org/doi/. DOI: https://doi.org/10.5172/jmo.2012.18.6.870

Schmidt T., Rammer C. (2007) Non-Technological and Technological Innovation: Strange Bedfellows? (SSRN Scholarly Paper ID 1010301). DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.1010301

Schumpeter J.A. (1942) Capitalism, Socialism and Democracy, London: Routledge.

Scott S., Hughes P., Hodgkinson I., Kraus S. (2019) Technology adoption factors in the digitization of popular culture: Analyzing the online gambling market. Technological Forecasting and Social Change, 148, 119717. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2019.119717

Sommarberg M., Mäkinen S.J. (2019) A method for anticipating the disruptive nature of digitalization in the machine-building industry. Technological Forecasting and Social Change, 146, 808-819. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2018.07.044

Steensen S. (2009) What's stopping them?. Journalism Studies, 10(6), 821-836. DOI: https://doi.org/10.1080/14616700902975087

Sundbo J., Gallouj F. (1998) Innovation in Services. Work Package 3/4 from the Project Services in Innovation, Innovation in Services (SI4S), Brussels: European Commission.

Susskind R., Susskind D. (2015) The Future of the Professions: How Technology Will Transform the Work of Human Experts, Oxford, New York: Oxford University Press.

Toivonen M. (2004) Expertise as Business: Long-Term Development and Future Prospects of Knowledge-Intensive Business Services (KIBS), Helsinki: Helsinki University of Technology.

Vermeulen P.A.M., De Jong J.P.J., O'shaughnessy K.C. (2005) Identifying key determinants for new product introductions and firm performance in small service firms. The Service Industries Journal, 25(5), 625-640. DOI: https://doi.org/10.1080/02642060500100783

Weick K. (1979) The Social Psychology of Organizing (Topics in Social Psychology Series) (2nd ed.), New York: McGraw-Hill.

Weick K. (2005) Sensemaking in Organisations, London: Sage.

Windrum P., Tomlinson M. (1999) Knowledge-intensive Services and International Competitiveness: A Four Country Comparison. Technology Analysis and Strategic Management, 11(3), 391-408. DOI: https://doi.org/10.1080/095373299107429

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.