Электронные «фабрики знаний» и микросреда инноваций: кто кого?
PDF
PDF (English)

Ключевые слова

инновации
знания
совместная деятельность
электронные платформы
сообщества практики
коммуникации
связи
трудовой коллектив
социальное взаимодействие

Как цитировать

МосковскаяА. (2016). Электронные «фабрики знаний» и микросреда инноваций: кто кого?. Форсайт, 10(2), 81-91. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.81.91

Аннотация

Конец ХХ в. ознаменовался комплексом исследований, раскрывших коллективные механизмы развития знаний как совместной деятельности специалистов в рабочих коллективах. Тем самым было отвергнуто представление о знании как о «непроблематичном процессе передачи того, что имеется в наличии» и может быть передано и усвоено в одностороннем порядке [Lave, Wenger, 1991]. Целью статьи является изучение возможностей сетевых электронных платформ развивать знания и инновации в ходе онлайн- коммуникаций 
профессионалов. Анализ литературы, посвященной развитию знаний, позволил сравнить основные принципы «работы знания» при разработке нового решения в ходе реальной совместной деятельности и в процессе онлайн-коммуникаций на специализированных платформах. Автор приходит к выводу, что виртуальные сетевые платформы способствуют фрагментарному представлению знаний участников, ускользанию единства смысла и цели взаимодействия, размыванию границы между знанием и информацией. Показано, что стремление к росту результативности коллективного творчества в режиме онлайн рискует привести не к усилению компетенций, свободы действий и освоению опыта друг друга, а к укреплению внешнего контроля и разделению функций на простейшие операции, когда в индивидуальном участнике ценятся уже не знания и предшествующий опыт, а коммуникационные навыки. Производимый эффект сродни индустриальной революции машинной эры и при широком распространении рискует превратить работника знания в легко заменяемого частичного работника. Для того чтобы этого не случилось, электронные платформы должны научиться воссоздавать условия микросреды инноваций, существующие офлайн, либо не претендовать на функции производства знаний.
https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.81.91
PDF
PDF (English)

Литература

Adelstein J. (2007) Disconnecting knowledge from the knower // Equal Opportunities International. Vol. 26. № 8. P. 853-871.

Bakhshi H., Windsor G. (2015) The creative economy and the future of employment. London: NESTA.

Bates M.J. (1989) The design of browsing and berrypicking techniques for the online search interface // Online Review. Vol. 13. № 5. Р. 407-424.

Batheld H., Malmberg A., Maskell P. (2004) Clusters and knowledge: Local buzz, global pipelines, and the process of knowledge creation // Progress in Human Geography. Vol. 28. № 1. Р. 31-56.

Bechky D.A. (2003) Object Lessons: Workplace Artifacts as Representations of Occupational Jurisdiction // American Journal of Sociology. Vol. 109. № 3. Р. 720-752.

Braverman H. (1974) Labour and Monopoly Capital. New York: Monthly Review Press.

Brown J.S., Duguid P. (1991) Organizational Learning and Communities of Practice: Towards a Unified View of Working, Learning, and Innovation // Organizational Science. Vol. 2. № 1. Р. 40-57.

Brown J.S., Duguid P. (2000) Social Life of Information. Boston: Harvard Business School Press.

Brown J.S., Duguid P. (2001) Knowledge and Organization: A Social-Practice Perspective // Organizational Science. Vol. 12. № 2. Р. 198-213.

Bruni A., Gherardi S., Parolin L.L. (2007) Knowing in a system of fragmented knowledge // Mind, Culture, and Activity. Vol. 14. № 1-2. Р. 83-102.

Burnett G. (2000) Information exchange in virtual communities: A typology // Information Research. Vol. 5. № 4. Режим доступа: http://informationr.net/ir/5-4/paper82.html, дата обращения 07.03.2016.

Burton-Jones A. (2014) What have we learned from the Smart Machine? // Information and Organization. Vol. 24. № 2. Р. 71-105.

Chen I.Y.L. (2007) The factors influencing members' continuance intentions in professional virtual communities - A longitudinal study // Journal of Information Science. Vol. 33. № 4. Р. 451-467.

Chiu Ch.-M., Hsu M.-H, Wang E.T.G. (2006) Understanding knowledge sharing in virtual communities: An integration of social capital and social cognitive theories // Decision Support Systems. Vol. 42. P. 1872-1888.

Freud S. (1920) A General Introduction to Psychoanalysis. New York: Boni and Liveright.

Füller J., Hutter K., Yautz J., Matzler K. (2014) User Roles and Contributions in Innovation-Contest Communities // Journal of Management Information Systems. Vol. 31. № 1. Р. 273-308.

Gherardi S., Nicolini D. (2000) To transfer is to transform: The circulation of safety knowledge // Organization. Vol. 7. № 2. Р. 329-348.

Gloor P.A., Paasivara M., Schoder D., Willems P. (2008) Finding collaborative innovation networks through correlating performance with social network structure // International Journal of Production Research. Vol. 46. № 5. Р. 1357-1371.

Gray P., Parise S., Lyer B. (2011) Innovation impacts of using social bookmarking systems // MIS Quarterly. Vol. 35. № 3. P. 629-643.

Handley K., Sturdy A., Fincham R., Clark T. (2006) Within and Beyond Communities of Practice: Making Sense of Learning Through Participation, Identity, and Practice // Journal of Management Studies. Vol. 43. № 3. Р. 641-653.

Hargadon A.B., Bechky B.A. (2006) When Collections of Creatives Become Creative Collectives: A Field Study of Problem Solving at Work // Organization Science. Vol. 17. № 4. P. 484-500.

Howaldt J., Schwarz M. (2010) Social Innovation: Concepts, Research Fields and International Trends. Dortmund: BMBF, ESF, Aachen University.

Howe J. (2008) Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Drives the Future of Business. New York: Three Rivers Press.

Kim A.J. (2000) Community Building on the Web: Secret Strategies for Successful Online Communities. Berkeley: Peachpit Press.

Kozinets R.V. (1999) E-tribalized marketing? The strategic implications of virtual communities of consumption // European Management Journal. Vol. 17. № 3. Р. 252-264.

Lall S. (2000) The Technological Structure and Performance of Developing Country Manufactured Exports, 1985-98 // Oxford Development Studies. Vol. 28. № 3. Р. 337-369.

Latour B. (2005) Reassembling of the Social. An Introduction to Actor-Network-Theory. New York: Oxford University Press.

Lave J., Wenger E. (1991) Situated Learning: Legitimate Peripheral Participation. Cambridge: Cambridge University Press.

Lindqvist L. (2005) Knowledge Communities and Knowledge Collectivities: A Typology of Knowledge Work in Groups // Journal of Management Studies. Vol. 42. № 6. Р. 1189-1210.

Martinez-Torres M.R. (2014) Analysis of open innovation communities from the perspective of social network analysis // Technology Analysis & Strategic Management. Vol. 26. № 4. Р. 435-451.

Mount M., Martinez G.M. (2014) Social Media: A Tool for Open Innovation // California Management Review. Vol. 56. № 4. Р. 124-143.

Murphy G., Salomone S. (2013) Using social media to facilitate knowledge transfer in complex engineering environments: А primer for educators // European Journal of Engineering Education. Vol. 38. № 1. P. 70-84.

Nonaka I., Takeuchi H. (1995) The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. Oxford: Oxford University Press.

Orr J.E. (1990) Sharing knowledge, celebrating identity: War stories and community memory in a service culture // Collective Remembering: Memory in Society / Eds. D.S. Middleton, D. Edwards. Newbury Park: Sage. P. 169-189.

Orr J.E. (1996) Talking about machines: An ethnography of a modern job. Ithaca, New York: Cornell University Press.

Orr J.E. (1998) Images of work // Science, Technology, and Human Values. Vol. 23. № 4. Р. 439-455.

Orr J.E. (2006) Ten years of talking about machines // Organization Studies. Vol. 27. № 12. P. 1805-1820.

Pan Y., Xu Y., Wang X., Zhang Ch., Ling H., Lin J. (2015) Integrating social networking support for dyadic knowledge exchange: A study in a virtual community of practice // Information & Management. Vol. 52. № 1. P. 61-70.

Paton S. (2012) Introducing Taylor to the Knowledge Economy // Employee Relations. Vol. 35. № 1. Р. 20-38.

Phang C.W., Kankanhalli A., Sabherwal R. (2009) Usability and sociability in online communities: A comparative study of knowledge seeking and contribution // Journal of the Association of Information Systems. Vol. 10. № 10. P. 721-747.

Polanyi M. (1967) The Tacit Dimension. New York: Anchor Books.

Porter M. (1998) On Competition. Boston: Harvard Business School.

Rammert W. (1997) New Rules of Sociological Method: Rethinking Technology Studies // British Journal of Sociology. Vol. 48. № 2. Р. 171-191.

Ryle G. (1949) The Concept of Mind. London: Hutchinson.

Salminen-Karlsson M. (2014) Enabling Virtual Communities of Practice: A Case-study of Swedish-Indian Сollaboration in IT Development // Information Systems Evaluation (electronic journal). Vol. 17. № 1. 060-070. Режим доступа: www.ejise.com/issue/download.html?idArticle=938, дата обращения 15.02.2016.

Savolainen R. (1995) Everyday life information seeking: Approaching information seeking in the context of ‘Way of Life' // Library and Information Science Research. Vol. 17. P. 259-294.

Schatzki T.R., Knorr Cetina K., von Savigni E. (2001) The practice turn in contemporary theory. New York: Routledge.

Teece D.J. (1998) Capturing Value from Knowledge Assets // California Management Review. Vol. 40. № 3. P. 55-79.

Thompson M. (2005) Structural and Epistemic Parameters in Communities of Practice // Organization Science. Vol. 16. № 2. Р. 151-164.

Tiwana A., Bush A. (2005) Continuance in expertise-sharing networks: A social perspective // IEEE Transactions on Engineering Management. Vol. 52. № 1. Р. 85-101.

Tsoukas H. (2009) A Dialogical Approach to the Creation of New Knowledge in Organizations // Organization Science. Vol. 20. № 6. Р. 941-957.

Venters W., Wood B. (2007) Degenerative structures that inhibit the emergence of communities of practice: А case study of knowledge management in the British Council // Information Systems Journal. Vol. 17. P. 349-368.

Wenger E. (1998) Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. Cambridge: Cambridge University Press.

Wenger E. (2000) Communities of Practice and Social Learning Systems // Organization. Vol. 7. № 2. Р. 225-246.

Zuboff S. (1988) In the age of the Smart Machine: The future of work and power. New York: Basic Books.

de Kraker J., Cörvers R., Valkering P., Hermans M., Rikers J. (2013) Learning for sustainable regional development: Towards learning networks 2.0? // Journal of Cleaner Production. Vol. 49. P. 114-122.

von Hippel E. (2009) Democratizing Innovation: The Evolving Phenomenon of User Innovation // International Journal of Innovation Science. Vol. 1. № 1. Р. 29-40.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.