ISSN 1995-459X print E-ISSN 2312-9972 online ISSN 2500-2597 online English
Главный редактор: Гохберг Леонид Маркович
.jpg)
|
2020. т. 14. №3
|
От редакции
Стратегии
|
15–29
|
Неожиданные для бизнеса или государственного управления события могут иметь различные эффекты: иногда позитивные, но нередко они приводят к серьезным проблемам, которые могут приобретать разные формы — от незначительных неудобств до катастрофических последствий. Особую сложность представляет прогнозирование возникающих технологий. Выявление слабых сигналов и соответствующие превентивные меры снижают неопределенность, связанную с появлением технологических джокеров. Однако и такие действия зачастую оказываются недостаточными. Главная задача — сделать информацию о новых технологиях инструментом принятия решений, которые позволят компании получить реальные преимущества. Действенную роль может сыграть технологическая разведка — важное средство обеспечения конкурентных преимуществ на основе управления джокерами и использования их потенциала. Технологическая разведка активно практикуется многими компаниями, государственными органами и международными организациями. В статье охарактеризованы цели и процесс технологической разведки, ее целевая аудитория, информационные потребности и способы их удовлетворения. |
|
30–39
|
В фокусе статьи — практики, подходы к оценке, процедуры и прикладные аспекты конкурентной разведки (КР). В основу исследования положен опрос практикующих специалистов КР, проведенный в 2019 г., результаты которого сравниваются с итогами аналогичного обследования 2006 г. Установлено, что время, отводимое на эту деятельность, компании затрачивают преимущественно на процессы, выходящие за рамки сбора информации, включая планирование, анализ, коммуникации и менеджмент. Большинство предприятий располагают официальными подразделениями и профильными менеджерами. Полученные результаты используются при выполнении разнообразных стратегических и тактических задач. Источниками информации для КР выступают интернет, сотрудники компании, клиенты и отраслевые эксперты. По сравнению с 2006 г. появился новый ключевой ресурс — социальные сети. Из аналитических методов чаще всего используются SWOT-анализ и изучение конкурентов. Для распространения полученных сведений применяются одновременно несколько каналов коммуникации, прежде всего электронная почта и презентации. Ключевыми критериями эффективности служат удовлетворенность клиентов и число решений, принятых с учетом собранной информации. Сравнительный анализ выявил, что за период, разделяющий обследования 2006 и 2019 гг., функция КР стала более формализованной. Выросла доля компаний, располагающих централизованными подразделениями и менеджерами по КР. В настоящее время эта деятельность чаще выходит за пределы простого профилирования и оценки конкурентов. Активнее практикуются оценка технологий, экономический и политический анализ. |
Инновации
|
41–54
|
Перспективность инновационной идеи и вероятность появления успешного нового продукта или услуги в результате ее реализации напрямую зависят от качества информации, из которой идея возникла и с помощью которой оценивался ее потенциал. Идеи, основанные на недостаточном понимании потребностей или технологий, необходимых для их удовлетворения, редко оказываются прорывными. Ложные представления о рыночной привлекательности, вызванные ошибочным пониманием готовности клиентов к тем или иным инновациям, текущей или потенциальной деятельности конкурентов и их вероятной реакции на появление новой продукции, порождают серьезный риск. Для того чтобы создавать успешные инновации, организациям необходимы максимально полные и репрезентативные данные для принятия решения о разработке продукции и актуальные сведения о внешних факторах, которые определяют, насколько жизнеспособен инновационный проект и оправдано ли его продолжение. Технологическая конкурентная разведка (ТКР) представляет собой направление конкурентной разведки (КР), в задачи которого входит обеспечение разработчиков технологий, продуктов и услуг информацией, требуемой для отбора наиболее перспективных проектов. При этом учитываются наиболее полные и достоверные данные о потребностях клиентов, технологических возможностях (включая потенциал партнерств для ускорения разработки и минимизации рисков) и о состоянии конкурентной среды. ТКР сохраняет свое значение на протяжении всего процесса разработки продукции, поскольку снабжает руководителей проектов сведениями о переменах, способных повлиять на привлекательность новых продуктов. Многие инструменты и подходы ТКР применяются и к другим направлениям КР. Однако специфика «технологического» направления КР заключается в применении специальных методик работы с информацией, позволяющих использовать интересы, знания и навыки пользователей продуктов и технического персонала, что не характерно для других видов КР. В статье рассматривается роль ТКР как инструмента, помогающего бизнесу ускорить создание инноваций. Представленный анализ исходит из многолетнего опыта исследований в области технологического прогнозирования и инноваций, а также из личной практики автора по разработке программ ТКР для различных организаций. |
|
55–70
|
Аддитивное производство все чаще применяется в фармацевтической индустрии для разработки новых продуктов, прежде всего для реконфигурирования систем доставки лекарств и их тестирования. В статье предложена оригинальная методология конкурентной технологической разведки для изучения эволюции инновационных способов адресной терапии на основе лекарств, изготовленных с применением аддитивных технологий. Проанализированы научные статьи и патенты из баз данных Scopus и PatSnap за 2004–2019 гг. Полученные результаты могут служить основой для принятия решений об освоении новых технологий, таких как аддитивное производство. Наука и бизнес уделяют значительное внимание их внедрению в здравоохранении и фармацевтике. Ожидается, что эти технологии способны обеспечить новые решения фундаментальных проблем здравоохранения на глобальном уровне. Авторы оценивают их текущее положение на эволюционной «кривой ажиотажа» и очерчивают перспективные направления для инвестиций в исследования и разработки, которые позволят в течение следующего десятилетия сформировать прочную основу для коммерциализации рассматриваемых технологий. |
Мастер-класс
|
72–87
|
В статье раскрывается авторская концепция бизнес-экосистемы конкурентной разведки (КР) применительно к контексту Южно-Африканской Республики (ЮАР). Статья основывается на результатах пилотного исследования бизнес-экосистемы КР за пределами Северной Америки, которые могут служить моделью применения данной концепции и связанных с ней индикаторов для других стран. Изучались практики КР в корпоративном секторе и системы ее поддержки в государственном и академическом секторах, а также со стороны профессиональных ассоциаций. Установлено, что практики КР в ЮАР динамично эволюционируют. В некоторых случаях разведка служит задачам стратегического планирования и исследования рынка. Роль определенных компонентов экосистемы, в частности академического сектора, усиливается, а других, включая деятельность ассоциаций, конференции, семинары и обучение персонала, снижается. Дальнейшие исследования позволят глубже изучить эти тенденции и их влияние на практику КР в целом. |
|
88–99
|
Обсуждаются новые аспекты конкурентной и стратегической разведки (КСР), связанные с территориальным развитием. Особое внимание уделено эпигенетической роли информации, которая позволяет организациям и индивидам обрести иную перспективу и овладеть новыми способами мышления. Проанализированы проблема региональной безопасности и различные подходы к ее решению. Распространение механизмов КСР на территориальном уровне способствует расширению существующего административного инструментария, в том числе за счет разработки локальных проектов, поддерживаемых местными жителями. Подчеркивается необходимость объяснять и демонстрировать альтернативные варианты территориального развития для достижения максимального консенсуса. Рассмотрен феномен COVID-19, породивший экономические, социальные и политические обстоятельства и связанные с ними вызовы, требующие новых подходов к КСР и переосмысления ее роли. |
|
101–112
|
В статье предпринята попытка выяснить, повышает ли, по мнению студентов бакалавриата, обучение конкурентной разведке (КР) их шансы на успешное профессиональное развитие не зависимо от того, будут ли они работать в этой сфере. На начальном этапе представленного поискового исследования анализировалась литература по обучению КР, затем обследовалась группа из шести студентов — участников полугодового курса КР. Проанализированы: оценка работы студентов преподавателем; самооценка студентами уровня усвоения (УУ) компонентов компетенций (знаний, навыков, подходов и отношений), а также уровня важности (УВ) таких факторов для успешной профессиональной деятельности (в этом случае источником данных служили индивидуальные планы карьерного развития, подготовленные всеми участниками курса). Анализ УУ и оценок, сделанных преподавателем, показал, что обучение КР оказалось полезным для всех студентов. Результаты самооценки выявили высокие медианные значения УУ и УВ практически для всех компонентов, что свидетельствует об овладении студентами широким спектром компетенций, которые они считают важными для профессионального успеха, несмотря на ограниченную статистическую значимость результатов. Впервые представлены данные, свидетельствующие, что обучение КР повышает шансы студентов на профессиональный успех, даже тех, кто не собирается делать карьеру в области КР. Можно предположить, что те же преимущества, которые обучение КР дает бразильским студентам, получат и учащиеся в других странах, поскольку такие курсы адаптируются с учетом практических и социальных аспектов трудоустройства и карьерного развития. |
|
|