За основу идеи круглого стола взяты тезисы из статьи, опубликованной ранее в журнале «Форсайт» и получившей широкий резонанс — «Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования». Ее влияние продолжает расти, что отражается в растущем числе ее цитирований в международных базах данных. Согласно статистике Scopus, эта работа входит в тройку наиболее цитируемых из всех статей, когда-либо публиковавшихся в «Форсайте».
Образовательные системы во всем мире, несмотря на формальное следование теории человеческого капитала, не учитывают новейшие наработки в этом направлении, что ставит их перед вызовом — растущие инвестиции в образование (формирование человеческого капитала) не конвертируются в соответствующее увеличение экономической продуктивности. Созданный образованием человеческий потенциал все хуже капитализируется: экономический рост — как в глобальном масштабе, так и на уровне отдельных стран — замедляется. Чтобы преодолеть установившийся «предел результативности», образовательным системам необходимо абсорбировать новые наработки для раскрытия тех составляющих человеческого капитала, которые необходимы для развития в новом контексте.
Участники мероприятия обсудили передовые подходы из «науки о сложных адаптивных системах» (САС), способствующие снижению сложности и неопределенности, целостному пониманию систем и их контекста, гибкости, адаптивности и новой устойчивости.
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, один из авторов упомянутой статьи, раскрыл дальнейшее разворачивание тех трендов в человеческом капитале, которые в год ее публикации только наметились. Они значительно выходят за рамки геополитической напряженности, в область сверхвысокой сложности и неопределенности, порожденных многими движущими силами современного контекста. Новые вызовы сильно увеличивают риски недокапитализации человеческого потенциала, недоиспользования того, что человек из себя представляет. Противостоять этому можно только за счет формирования новых программ системного воспитания, которое в данное время очень сильно отстает от реальной палитры ценностей и предпочтений, складывающихся вокруг личности. Тем самым нивелируются навыки коллективной, проектной и творческой работы. Исправление ситуации видится в усилении подхода осознанности и развитии дополнительного образования наряду с фундаментальным. Очевидно, что усилий одной только школы для этого недостаточно. Общая проблема состоит в том, что колоссальное, непрерывное информационное давление на учащегося ведет к распространению клипового мышления и увеличению порога зрелости. Фундаментальная проблема школьного и университетского образования – это недообучение. В итоге выпускаются депривированные люди, не успешные в социальном и экономическом плане. В устранении проблемы недообучения могут быть полезны прикладные модели искусственного интеллекта (ИИ). Если с их помощью удастся решить эту проблему, то можно ожидать колоссальный «бустинг» интеллектуального капитала человека. Другая проблема – стремление сделать образование излишне прикладным. В этом случае на второй план отходят фундаментальные предметы, задачи которых – вычислять, находить закономерности – способствуют формированию логического и критического мышления, возможности действовать в условиях неопределенности. Таким образом, максимально широкий спектр навыков может сформироваться только у человека, который всесторонне развит. Здесь возникает новая развилка, о которой пока мало задумываются. Все больше дисциплин, ранее считавшихся приоритетными, сегодня вытесняются в категорию предметов, для которых допускается лишь формальное освоение. Но при этом в складывающемся контексте появляется новый шанс для реализации идеи гармоничной личности. Такая личность обладает совокупностью компетенций – как в своей сфере, так и смежных. Она способна понимать контекст, выходящий за рамки сферы прямой занятости. Расширение общего видения и понимания окружающих процессов, проистекающих из конкретного знания, имеет ценность, даже если это знание не имеет инструментального характера. Возникающие вызовы достойны поиска конкретных действенных решений, способных смягчить последствия социально-экономических катастроф в разных странах.
Доцент Каласалингамской академии исследований и образования (Индия) Джей Денай представил Программу открытого обучения предпринимательству, основанную на комплексных стратегиях развития университетов и предполагающую соответствующий подход к формированию образовательных и карьерных траекторий их выпускников. В рамках этих стратегий создаются тесные международные сети выпускников, развиваются их предпринимательские компетенции. Они разработаны в Центре развития инноваций и предпринимательства (IEDC) Университета Каласалингам. IEDC является инициативой Национального совета по развитию научно-технического предпринимательства (NSTEDB) и Департамента науки и технологий (DST), направленной на содействие развитию инноваций и предпринимательства среди преподавателей и студентов. Таким образом, формируется современный инфраструктурный объект для проектирования и разработки инновационных продуктов в партнерстве академической сферы с бизнесом.
Директор Форсайт-центра и заместитель директора ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Соколов на примере системы iFora раскрыл процесс выявления компетенций, необходимых профессионалам сферы ИКТ.Это особенно актуально ввиду того, что большинство людей склонны к линейному мышлению, тогда как реальные процессы имеют свойство развиваться нелинейно. Для работы с нелинейностью используются разные инструменты, включая Форсайт, позволяющий приоритизировать направления для инвестирования в технологии и выявлять будущий спрос на компетенции. Форсайт представляет собой сложную цепочку итерационных действий, в итоге складывающихся в сценарии и стратегии. Процессы усложняются, требуются все больше новых моделей, которые совершенствуются, детализируются. Поэтому требуется целостное, системное мышление, охватывающее причинно-следственные связи, вычленяющее ценную информацию из гигабайтов хаотических данных. С помощью iFora можно откалибровать инструмент, корректировать его под конкретную отрасль, задачу, проблему, анализировать тенденции, технологии, рынки, прогнозы, нормативно-правовую базу и многие другие аспекты. На сетевую карту кластеров, показывающую, как один аспект соотносится с другими, можно посмотреть углубленно, с акцентом на конкретные взаимосвязи, увидеть, из чего состоят укрупненные узлы. Появляется возможность идентифицировать перспективные отрасли, технологии, ключевые сферы компетенций, компании, направления ИиР. Были приведены результаты сканирования исследований по человеческому капиталу – всего обнаружено свыше 1000 тенденций в этой области, из них углубленно проанализированы 48 наиболее актуальных. Выявлены ключевые темы, связанные с человеческим капиталом – особым спросом пользуются навыки управления ресурсами, междисциплинарной коммуникации, связей с общественностью и др.
Доцент Университет Тейлора (Малайзия) Лин Вун Леонг исследует синергетические отношения между ИИ и человеческим потенциалом в проектах устойчивого развития в различных областях. Спикер рассказал о роли ИИ в улучшении когнитивных и аналитических способностей человека, его вклад в выработку более обоснованных, точных и эффективных решений. Синергетическая интеграция ИИ и человеческого потенциала рассматривается как ключ к решению сложных, взаимосвязанных проблем устойчивого развития. Следуя коллаборативному, этичному подходу к внедрению ИИ, можно открыть инновационные пути, которые будут способствовать прогрессу на пути к более устойчивому и справедливому будущему для всех. Известны примеры, когда ИИ успешно дополняет человеческий опыт в таких областях, как мониторинг окружающей среды, управление ресурсами и реагирование на стихийные бедствия. Не остались без внимания и культурные особенности, этические и социальные последствия интеграции ИИ. В фокусе — человекоцентричный подход к разработке ИИ, при котором этические соображения и человеческие ценности определяют технологический прогресс. Были представлены примеры применения ИИ в моделях возобновляемой энергетики, умного сельского хозяйства и экономики замкнутого цикла, иллюстрирующие способность ИИ-технологий создавать системные изменения, определяющие перспективы сотрудничества ИИ и человека.
Ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин развивает актуальную концепцию созидательного инициативного действия, или агентности (agency), для адаптации различных сложных социальных систем к изменчивой реальности, движимой как новыми трендами в области культуры, так и инновационными техническими решениями. Агентность может быть определена как такое индивидуальное действие, которое проактивно воздействует на социальную структуру и трансформирует ее в направлении, в значительной степени ею недетерминированном. Для развития предпринимательства важность агентного подхода особенно высока. Сегодня необходимо одновременно повышать производительность в коротком горизонте и укреплять стратегическую устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе. Для этого требуется опора на потенциал агентности в сочетании с использованием передовых технологий. Однако сами по себе технологии, даже в сочетании с высокой формальной квалификацией кадров, не обеспечивают успеха (так называемый «парадокс производительности»). Они способны не только брать на себя рутинные задачи, но и существенно изменить облик и вектор развития бизнеса. Но в полной мере эти механизмы могут работать лишь в руках людей, трансформирующих управляемые ими системы по принципу сложных адаптивных систем. Были представлены новейшие исследования в области агентности, проведенные НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и зарубежными учеными, сформулированы их основные тезисы. Для реализации агентности нужны специфические опыт, навыки и мотивация, которые не формируются «автоматически» в традиционных системах формального образования, корпоративного обучения или в рамках самообразования. Агентные способности могут развиваться менее массовыми способами, в динамичных условиях бизнес-среды, где есть высокое разнообразие структурных контекстов деятельности, каналы мобильности по формальным и неформальным сообществам, высокая конкуренция в сочетании неопределенностью. Эффективные целостные системы мониторинга агентности (не говоря уже о ее развитии) пока не сформировались ни в российском поле, ни в мировом. Одна из причин затруднений в оценке и активизации потенциала агентности заключается в том, что в разных контекстах востребованы его разные формы — на уровне малых групп или крупных коллективов, в формальных или неформальных средах, внутри одного подразделения или одновременно нескольких, с большей или меньшей опорой на передовые технологии, формы взаимоотношений с разной степенью демократизма, и т.п. В завершение докладчик описал возможные подходы к выработке прикладных решений по развитию агентности для современных корпораций.
Доцент Пекинского технологического института (Китай) Маркус Энтони, автор концепции «интегрального интеллекта» (integrated intelligence), раскрыл механизмы лучшего понимания растущей сложности и взаимосвязанности в цифровом обществе, опирающиеся на целостный набор когнитивных функций и технологий. Были представлены идеи и исследования, раздвигающие границы сегодняшнего парадигматически ограниченного мышления. Ментальная устойчивость, целостное восприятие реальности помогают справиться с вызовами технологизации цифрового общества и выйти за рамки детерминизма. Матрица интегрированного интеллекта включает когнитивные способности, рациональный/лингвистический, визуальный/пространственный/символический, интуитивный/кинестетичный интеллекты, а также нейрофизиологическую информационную систему «тело–мозг». Интегральный интеллект возникает в результате тесной связи мозга с телом и окружающей средой, синтезирует личный, так и коллективный разум. Используется целостный спектр когнитивных способностей человека, включая умственные, соматические, цифровые и интуитивные, для преодоления сложностей и адаптации к новой реальности. Интегральный интеллект может способствовать нахождению новых способов выхода из накопившихся сложных проблем, стать частью решения проблемы «коллапса осмысления» в цифровом обществе, способствовать созданию более «умных» организаций, взаимодействие членов которых строится по принципу «распределенного интеллекта», формировать будущее, наполненное глубокими смыслами.
Митхилейш Сатьянараянан (MIT Square, Великобритания) представил уникальную трехэтапную модель создания продуктов, отвечающих принципам устойчивого развития – RIPE-RISE-RIDE. Ее задача — облегчить для исследователей и разработчиков продуктов управление сверхсложным процессом создания инноваций в целях повышения его результативности.
Организация, которую представляет спикер, ресурсно поддерживает ряд исследовательских центров, помогая превращать идеи в прототипы. Докладчик проанализировал компоненты представленной модели с точки зрения всеохватности и целостности. Сама программа является своеобразным тестом на способность работать на высших уровнях сложной и целостной организации. Парадокс такой программы и ее аналогов в том, что при всей простоте и ясности ее дизайна, очень редкие команды способны ее осилить. По причине необходимости предельно фокусироваться на нюансах многих этапов, помимо длинной концентрации внимания и воли, требуются и другие мета- способности.
В программе задействованы целых 16 видов технологий (образовательные, финансовые, зеленые и др.). Для работы с ними необходим человеческий капитал с соответствующими способностями (в экономике, праве, инжиниринге, контроле за соблюдением стандартов и т.п.). Примечательная установка программы в том, что не во всех ее блоках тотально задействуется ИИ, поскольку он все же не способен создать «магию» человеческого взаимодействия, обеспечивающую «тот самый» выдающийся результат.
При реализации этой модели необходимо одновременно учитывать и синтезировать сложные разнонаправленные процессы, идеи, настроения, эмоции и создавать новые функции. В ходе решения этих задач развиваются новые способности, представляющие сегодня особенную ценность и востребованность. Прорабатываются альтернативные сценарии и создаются резервные стратегии, следование которым позволяет смягчить негативные эффекты многих сложных ситуаций. Здесь применима упомянутая предыдущим спикером М. Энтони концепция интегрального интеллекта, так как далеко не всем командам, проектам, компаниям удается постоянно выдерживать такой структурированный системный подход. Даже если вначале ему следуют, через какое-то время все пускается на самотек. Именно такая мощная платформа для создания новых товаров, их запуска на рынок позволит предотвратить скатывание в инертность и блокировку проектов, — подытожил М. Сатьянараянан.
Мероприятие организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).