Аннотация
Качкаева Анна Григорьевна — декан, факультет медиакоммуникаций. E-mail: akachkaeva@hse.ruКирия Илья Вадимович — профессор, факультет медиакоммуникаций. E-mail: ikiria@hse.ru
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20
В основу статьи положены материалы исследования, выполненного коллективом Института статистических исследований и экономики знаний совместно с факультетом медиакоммуникаций НИУ ВШЭ по заказу Минкомсвязи России. Специфика сферы массовых коммуникаций, в которой производимый продукт исключительно нематериален, свидетельствует о ее тесной связи с двумя другими бурно развивающимися секторами: связи и информационных технологий. Происходящие в них технологические трансформации, в частности увеличение пропускной способности каналов, конвергенция терминалов и рост их вычислительных мощностей, существенным образом преображают формы продукта, рынки и характер медиапотребления. Выявленные тенденции валидированы рядом отраслевых экспертов, выделен набор рынков, порождаемых этими трендами. Приводятся основные рекомендации по мерам государственной политики в рассматриваемой сфере.
Авторы приходят к выводу, что лишь отдельные из рассматриваемых тенденций представляют собой совершенно новые виды услуг и продуктов. Однако их повсеместное проникновение и увеличение масштабов за счет удешевления технологий приведет к кардинальным переменам в секторе. Новые рынки будут возникать за счет расширения старых и упорядочивания индустриальных связей между агентами, ранее полностью автономными друг от друга.
Ключевые тенденции связаны с отказом от линейного медиапотребления в пользу «управляемого пользователем», с ростом количества любительского контента и с развитием социальных взаимодействий. Все они взаимосвязаны и обусловливают трансформацию бизнес-моделей, источников доходов, ценности производимых медиаиндустрией благ. Самой негативной тенденцией эксперты считают депрофессионализацию контента, что представляет определенный риск для институциализированных сегментов медиаотрасли.
В условиях столь бурных изменений трансформации подвергнется и регулирование в сфере массовых коммуникаций, которое отныне может строиться не на фильтрации контента и установлении квот, а на обеспечении плюрализма источников, создающих повестку дня по заказу пользователей.