Скрыть
Раскрыть

Журнал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

О журнале

Новости

Архив

Сквозное оглавление

Редколлегия

Подписаться на журнал

Условия публикации

Правила оформления статей

Рецензирование статей

Публикационная этика

Контакты

ISSN 1995-459X print
E-ISSN 2312-9972 online
ISSN 2500-2597 online English

Главный редактор:
Гохберг Леонид Маркович




Что может предложить конкурентная разведка сегодня и завтра для безусловного превосходства?

2020-09-21

Новый тематический выпуск журнала «Форсайт» (Т. 14. № 3) посвящен различным аспектам конкурентной разведки — одного из магистральных направлений исследований будущего — и ее связи с методологией Форсайта.
Впервые в российском научном издании представлена всесторонняя дискуссия об одном из ключевых направлений стратегической деятельности.
Статьи для номера подготовили авторитетные мировые эксперты в рассматриваемой сфере — исследователи и практики, представляющие организации из частного, государственного и академического секторов.

Во вступительной статье «Конкурентная разведка глазами профессионалов» приглашенный редактор специального выпускаДжонатан Кэлоф знакомит читателей с современным контекстом конкурентной разведки в представлениях экспертов крупнейших профессиональных ассоциаций. В фокусе — перспективы этой области, ее тесная связь с Форсайтом и возможные пути развития. 

В статье Брэдфорда Эштона «Цели, содержание и практика технологического сканирования» охарактеризованы основные аспекты, составляющие и этапы технологической разведки, инструменты достижения конкурентных преимуществ, включая прогнозирование возникающих технологий. Представлен кейс применения описанного инструментария. 

В работе Ниши Сьюдасс и Джонатана Кэлофа «Новейшие практики информационной поддержки стратегий повышения конкурентоспособности» обсуждаются процедуры и прикладные аспекты конкурентной разведки. Приведены результаты сравнительного анализа такой деятельности в компаниях. Выявлена растущая доля предприятий, располагающих собственными подразделениями конкурентной разведки с командами штатных специалистов. 

Роль технологической конкурентной разведки как инструмента, помогающего бизнесу стимулировать создание инноваций, раскрывается в публикации Джея Паапа «Картирование технологического ландшафта для ускорения инноваций». Описываются критически важные нюансы создания успешных инноваций и требования к сбору актуальных всеобъемлющих сведений для оценки их перспектив. 

Фармацевтическая индустрия все активнее ориентируется на аддитивное производство.  Хессика Мансилья-де-ла-Круз, Марисела Родригес-Сальвадор и Лаура Руис-Канту предлагают оригинальную методологию конкурентной технологической разведки для изучения эволюции инновационных способов адресной терапии на основе лекарств, изготовленных с применением аддитивных технологий. В работе «Перспективы фарминдустрии: аддитивное производство средств целевой доставки препаратов» проанализированы научные статьи и патенты из баз данных Scopus и PatSnap за 2004–2019 гг. Представленные результаты могут служить основой для принятия решений об освоении новых технологий. 

Мари-Люс Кюн, Уилма Вивье, Ниша Сьюдасс и Джонатан Кэлоф знакомят с авторской концепцией бизнес-экосистемы конкурентной разведки. В статье. «Экосистема мониторинга бизнес-среды за пределами «первого мира»: кейс ЮАР» представлены результаты исследования бизнес-экосистемы конкурентной разведки в ЮАР, которые могут служить моделью применения данной концепции и связанных с ней индикаторов для других стран. 

Публикация Анри Ду, Филиппа Клерка и Алена Жюлье «Смена приоритетов в стратегическом планировании — от общенационального к территориальному уровню» презентует новые аспекты конкурентной и стратегической разведки, связанные с территориальным развитием. Проанализированы проблема региональной безопасности и подходы к ее решению. Распространение механизмов стратегической разведки на территориальном уровне способствует расширению существующего административного инструментария. 

Леонардо Гимарайеш-Гарсия в работе «Обучение стратегической разведкe в университете для достижения профессионального успеха» анализирует степень освоения студентами знаний и навыков в сфере конкурентной разведки и их планы продолжать карьеру в этом направлении. Это одно из первых в мире исследований по затронутой теме. Его результаты свидетельствуют, что обретенные знания повышают шансы на профессиональный успех даже для тех, кто не собирается делать карьеру в этой области. 

Электронная версия номера находится в свободном доступе на сайте журнала, онлайн-библиотеках e-Library и Киберленинка, мобильных платформах AppStore и Google Play. Печатные версии журнала по мере их выхода можно приобрести в фирменном магазине НИУ ВШЭ «БукВышка» (ул. Мясницкая, 20), а также по подписке.

Ключевые слова: конкурентная разведка
 
Rambler's Top100 rss