Скрыть
Раскрыть

Журнал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

О журнале

Новости

Архив

Сквозное оглавление

Редакционный совет

Подписаться на журнал

Условия публикации

Правила оформления статей

Рецензирование статей

Публикационная этика

Контакты

Новые статьи

ISSN 1995-459X print
E-ISSN 2312-9972 online
ISSN 2500-2597 online English

Главный редактор:
Гохберг Леонид Маркович




Новые управленческие модели для перехода на новые витки развития

2023-09-14

В очередном выпуске журнала «Форсайт» (Т. 17, № 3) рассматривается опыт разных стран и секторов в применении передовых управленческих подходов, позволяющих найти ответы на сложные вызовы современности и реализовать возникающие возможности.

Наступающая эпоха метавселенных открывает широкие возможности, для освоения которых компаниям требуются новые стратегии маркетинга, управления человеческими ресурсами и высокая адаптивность к усложняющейся реальности. В статье Шину Виг «Метавселенная — новая парадигма бизнеса» анализируются формирующийся академический дискурс о метавселенных, их стратегические, технологические, кадровые, правовые и этические аспекты. Намечены основные направления дальнейшего изучения Метавселенной как новой парадигмы бизнеса.

Одним из ключевых элементов инновационного процесса выступает трансфер технологий, результативность которого часто оценивается по показателям слияний и поглощений (СП). Авторы статьи «Оценка эффективности межорганизационного трансфера технологий» Юрий Дранев, Елена Очирова, Райнер Хармс и Михаил Миряков провели многомерную оценку технологического потенциала субъектов и объектов поглощения. Установлено, что наращивание потенциала за счет сторонних технологий в большинстве случаев приведет к неблагоприятным последствиям для компании-приобретателя. Чем больше его изначальная величина (до совершения сделки), размер самой компании и относительный масштаб СП, тем ниже эффективность трансфера. Анализируются причины этих и других феноменов.

Значимость технологии мобильных платежей растет во всем мире, однако факторы готовности к ее регулярному применению остаются недостаточно изученными. В статье «Роль потребительской культуры в принятии инноваций в развивающихся странах» Билал Энейзан, Сантош Сарасват, Абдул Хафаз Нга, Одай Энайзан и Асаад Альсакарне на материале Иордании и Индии исследуют такие аспекты, как доверие, эффективность рекламы, культура платежей, осведомленность, пользовательский опыт и удовлетворенность. Результаты свидетельствуют, что в обеих странах ключевую роль играют ценовая доступность и потребительская культура. Следующая по значимости позиция отводится пользовательским привычкам (в случае Иордании) и опыту (в контексте Индии).

Оснащенность передовыми производственными и управленческими технологиями способствует раскрытию потенциала любой отрасли, включая агропром. Однако в развивающихся странах, в том числе Индии, данный сектор недостаточно ориентирован на наращивание такого потенциала и использование его эффектов для прогресса. В статье Айягари Дургапрасада и Чундру Прасада «Факторное моделирование для наращивания технологического потенциала “зеленого” развития в пищевой индустрии» анализируются взаимосвязи между сложными проблемами, оцениваются их сила влияния, степень зависимости от других факторов. Авторы отмечают, что насыщение экономики инновационным и коммуникационным многообразием придает ей повышенную сложность, нелинейность, взаимосвязанность и взаимозависимость. Подобная синергия при правильном управлении и целостном охвате сложных систем порождает каскад самоусиливающихся положительных процессов развития. Однако при их отсутствии возникают масштабные проблемы, препятствующие переходу на «зеленую» модель, которая особенно актуальна для агросектора как одного из триггеров изменения климата.

Современные социально-экономические и технологические системы постоянно усложняются, возрастают риски сбоев. Эффективное управление ими нуждается в инструментах, соответствующих новым вызовам. Умелый синтез ключевых парадигм, относящихся к теории сложности, позволяет обеспечить целостный охват системы, выявлять скрытые точки зарождения кризисов и катастроф, превентивно предпринимать корректирующие меры. В статье «Новые управленческие подходы для предотвращения краха сложных социально-экономических систем» Дмитрий Каталевский предлагает концепцию «беспризорных систем», позволяющую вовремя уловить опасный дрейф системы в разрушительном направлении и предпринять необходимые управленческие меры. Проводится обзор и сравнительная характеристика моделей восприятия сложных систем, которые экстраполируются на сферу менеджмента. Представленные тезисы иллюстрируются кейсом двух резонансных авиакатастроф компании Boeing с применением метода многослойного причинного анализа.  

Банковская сфера сталкивается с беспрецедентными вызовами, включая угрозы кибербезопасности, необходимость быстрого обновления технологий, высокую степень неопределенности, агрессивный вход на финансовый рынок технологических гигантов и др. Как и большинство традиционных секторов, банки стараются соответствовать темпу перемен, отслеживают возникающие риски, корректируют стратегии развития. В статье «Управление возникающими рисками в банковском секторе» Томер Кедарья и Амир Элалуф анализируют секторальные тренды в мировом масштабе и, в частности, в Израиле. По итогам интервью с представителями наиболее влиятельных национальных банков выявлены сдвиги в корпоративных стратегиях, запросы на новые бизнес-модели и «работу с будущим». Полученные результаты подчеркивают важность комплексного, целостного подхода к управлению рисками и могут оказаться полезными для банков в разных странах и регионах.

Теориям и практикам управления бизнесом посвящено множество работ, однако сравнительные исследования их преимуществ и ограничений проводятся редко. В попытке восполнить этот пробел Ван Сяоянь и Нур Азуан Хашимв статье «Концептуальные основы стратегического менеджмента» проводят систематизированный анализ управленческих концепций, получивших наибольшую востребованность в последние годы. Отобраны и детально проанализированы десять теорий, освещенных в наибольшем числе работ. Обозначены сферы их применения, преимущества и ограничения, связи между ними. Работа углубляет понимание теорий управления предпринимательством и показывает наиболее релевантные способы повышения конкурентоспособности и стратегического планирования.

На фоне развития технологий и усложнения коммуникационных сетей актуализируется стратегическая проблема кибербезопасности, состояние с обеспечением которой на национальном уровне стало одним из ключевых индикаторов развития наряду с «классическими» показателями (ВВП и т. п.). Новое направление «экономика кибербезопасности» постоянно обогащается новыми знаниями и подходами. В статье «Стратегическое управление кибербезопасностью» Буди Гунаван, Барито Мульо Ратмоно и Аде Гафар Абдулла анализируют риски для системы кибербезопасности на разных уровнях и основные меры по ее укреплению, оценивается динамика управленческих тенденций. Обозначены ключевые компетенции, актуальные для профессионалов рассматриваемой сферы.

 

Электронная версия номера находится в свободном доступе на сайте журнала, онлайн-библиотеках e-Library и Киберленинка, мобильных платформах AppStore и Google Play. Печатные версии журнала по мере их выхода можно приобрести в фирменном магазине НИУ ВШЭ «БукВышка» (ул. Мясницкая, 20), а также  по подписке.

 
Rambler's Top100 rss