Аннотация
Мобильный банкинг — один из наиболее динамично развивающихся видов дистанционного банковского обслуживания. За последние несколько лет в России количество счетов с удаленным доступом через устройства мобильной связи выросло более чем в 20 раз, расширяется и круг провайдеров таких услуг. Несмотря на это, популярность мобильных банковских приложений среди населения пока значительно уступает другим формам обслуживания. Это актуализирует задачу стимулирования потребителя к пользованию мобильным банкингом.
Авторами проанализированы результаты зарубежных исследований, оценивающих мотивацию потребителей к использованию мобильного банкинга. Исходя из известных теоретических и эмпирических подходов с учетом российской специфики построена авторская модель. Концептуальной основой послужили популярные теории, связанные с принятием технологий и диффузией инноваций. С помощью моделирования структурными уравнениями доказана значимость ключевых стимулов к пользованию мобильным банкингом, в частности, воспринимаемой полезности и ожидаемых усилий.
Полученные выводы в целом соответствуют большинству передовых зарубежных работ по рассматриваемой тематике. Они будут полезны финансовым организациям, заинтересованным в определении перспективных направлений развития мобильного банкинга в России.
Литература
Chen C.S. (2013) Perceived risk, usage frequency of mobile banking services//Managing Service Quality. Vol. 23. № 5. Р. 410-436.
Davis F.D. (1989) Perceived usefulness, perceived ease of use, and user acceptance of information technology//MIS Quaterly. Vol. 13. № 3. Р. 319-340.
Davis F.D., Bagozzi R.P., Warshaw P.R. (1989) User acceptance of computer technology: А comparison of two//Management Science. Vol. 35. № 8. Р. 982-1003.
Deloitte (2014) Мобильный банкинг для смартфонов. Обзор мобильных приложений российских банков. Режим доступа: http://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/financial-services/russian/mobile%20banking.pdf, дата обращения 18.05.2015.
Gefen D., Karahanna E., Straub D.W. (2003) Trust and TAM in online shopping: An interacted model//MIS Quarterly. Vol. 27. № 1. Р. 51-90.
Gu J.-C., Lee S.-C., Suh Y.-H. (2009) Determinants of behavioral intention to mobile banking//Expert Systems with Applications. Vol. 36. № 9. P. 11605-11616.
Hair J.F., Hult G.T.M., Ringle C.M., Sarstedt M.A (2014) Primer on Partial Least Squares Structural Equation Modeling (PLS-SEM). Los Angeles: SAGE.
Hanafizadeh P., Behboudi M., Koshksaray A.A., Tabar M.J.S. (2014) Mobile-banking adoption by Iranian bank clients//Telematics and Informatics. Vol. 31. № 1. P. 62-78.
Kim G., Shin B., Lee H.G. (2009) Understanding dynamics between initial trust and usage intentions of mobile banking//Information Systems Journal. Vol. 19. № 3. P. 283-311.
Koenig-Lewis N., Palmer A., Moll A. (2010) Predicting young consumers' take up of mobile banking services//International Journal of Bank Marketing. Vol. 28. № 5. P. 410-432.
Laukkanen T., Kiviniemi V. (2010) The role of information in mobile banking resistance//International Journal of Bank Marketing. Vol. 28. № 5. P. 372-388.
Lin H.-F. (2011) An empirical investigation of mobile banking adoption: The effect of innovation attributes and knowledge-based trust//International Journal of Information Management. Vol. 31. № 3. P. 252-260.
Luarn P., Lin H.-H. (2005) Toward an understanding of the behavioral intention to use mobile banking//Computers in Human Behavior. Vol. 21. № 6. P. 873-891.
Luo Х., Li H., Zhang J., Shim J.P. (2010) Examining multi-dimensional trust and multi-faceted risk in initial acceptance of emerging technologies: An empirical study of mobile banking services//Decision Support Systems. Vol. 49. № 2. P. 222-234.
Mail.Ru Group (2013) Мобильный Интернет в России. Режим доступа: http://corp.mail.ru/media/files/40314-researchmobilemail.pdf, дата обращения 18.05.2015.
Markswebb Rank & Report (2013) Дистанционное банковское обслуживание в 2013 году. Режим доcтупа: http://markswebb.ru/press/blog/2095.html, дата обращения 18.05.2015.
Markswebb Rank & Report (2014) Дистанционное банковское обслуживание в 2014 году. Режим доступа: http://markswebb.ru/press/blog/4302.html, дата обращения 18.05.2015.
Markswebb Rank & Report (2015) E-Finance User Index 2015. Режим доступа: http://markswebb.ru/e-finance/e-finance-user-index-2015/, дата обращения 18.05.2015.
NewMR (2015) «Мобильная Россия» Режим доступа: http://www.newmr.ru/mobile_russia, дата обращения 18.05.2015.
Pushel J., Mazzon J.A., Hernandez M.C. (2010) Mobile banking: Proposition of an integrated adoption intention framework//International Journal of Bank Marketing. Vol. 28. № 5. P. 389-409.
Riquelme H.E., Rios R.E. (2010) The moderating effect of gender in the adoption of mobile banking//International Journal of Bank Marketing. Vol. 28. № 5. P. 328-341.
Rogers E.M. (2003) Diffusion of innovations. Cambridge: The Free Press.
Shaikh A.A., Karjaluoto H. (2015) Mobile banking adoption: A literature review//Telematics and Informatics. Vol. 32. № 1. P. 129-142.
Venkatesh V., Morris M.G., Davis G.B., Davis F.D. (2003) User acceptance of Information Technology: Toward a Unified View//MIS Quarterly. Vol. 27. № 3. P. 425-478.
Wang Y.-S., Lin H.-H., Luarn P. (2006) Predicting consumer intention to use mobile service//Information Systems Journal. Vol. 16. № 2. P. 157-179.
Wong K. (2013) Partial Least Squares Equation Modelling (PLS-SEM) Techniques Using SmartPLS//Marketing Bulletin. Vol. 24. Technical Note 1.
Zhou T. (2011) An empirical examination of initial trust in mobile banking//Internet Research. Vol. 21. № 5. P. 527-540.
Zhou T. (2012) Understanding users' initial trust in mobile banking: An elaboration likelihood perspective//Computers in Human Behavior. Vol. 28. № 4. P. 1518-1525.
Zhou T., Lu Y., Wang B. (2010) Integrating TTF and UTAUT to explain mobile banking user adoption//Computers in Human Behavior. Vol. 26. № 4. P. 760-767.
Аксенов А.П., Андреев А.Ф., Болвачев А.И., Иванов О.М., Лямин Л.В., Мамута М.В., Мартынов В.Г., Муканова М.М., Смирнов М.А., Пухов А.В., Пушко А.Ф., Чирков А.В. (2010) Дистанционное банковское обслуживание. М.: КНОРУС, ЦИПСиР.
Банк России (2013) Стратегия развития национальной платежной системы (одобрена Советом директоров Банка России, протокол № 4 от 15.03.2013)//Вестник Банка России. № 19 (1415). С. 31-34.
Костылев И. (2013) Мобильный банкинг в опасности. Режим доступа: http://bosfera.ru/bo/banking-v-opasnosti, дата обращения 18.05.2015.
Костылев И. (2014) R-Style Softlab представила прогноз развития мобильного банкинга. Режим доступа: http://bosfera.ru/press-release/r-style-predstavila-prognoz-mobilnogo-bankinga#, дата обращения 18.05.2015.
Шпынтова А. (2012) Первый рейтинг мобильных приложений российских банков. Режим доступа: http://www.forbes.ru/investitsii/banki/84363-mobilnyi-banking-reiting-prilozhenii-dlya-iphone-i-android, дата обращения 18.05.2015.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.