ISSN 1995-459X print E-ISSN 2312-9972 online ISSN 2500-2597 online English
Главный редактор: Гохберг Леонид Маркович
|
2010. т. 4. №1
|
Стратегии
|
4–18
|
В настоящее время на государственном уровне и в сфере бизнеса предпринимаются усилия, нацеленные на два разных направления — реализацию антикризисных действий и формирование основ долгосрочной политики, обеспечивающей интенсификацию социально-экономического развития. В подобных условиях наиболее важной задачей становится разработка сценариев долгосрочного развития. В статье рассмотрены три возможных траектории развития, для построения которых использованы как традиционные методы экономического анализа и научного предвидения, так и оригинальные подходы и модели. Авторы описывают условия и предполагаемые результаты наиболее перспективного — инновационно-активного — пути, а также характеризуют факторы, при которых альтернативные сценарии становятся более актуальными. |
Стратегии
|
20–36
|
Лицам, ответственным за создание базы компетенций, необходимых для будущего экономического развития, требуется более четкое понимание эффектов, производимых радикальными технологическими изменениями. В долгосрочной перспективе также изменения могут опровергнуть многие прогнозы, основанные на стандартных подходах и методах моделирования трендов занятости. В статье рассматриваются некоторые подходы к изучению ключевых новых технологий, а также оценивается полезность применения таких известных идей, используемых исследованиях инноваций, как: анализ диффузии и жизненного цикла отрасли, проработка парадигм и траекторий технологического развития. Особые методологические трудности возникают в сфере нанотехнологий, что обусловлено и ее зачаточным состоянием, и пересечением на наноуровне разных областей знания, и масштабами и скоростью эволюции. Автор оценивает степень достоверности существующих прогнозов занятости и компетенций в наноиндустрии, а также более общих приложений нанотехнологий в промышленности, и предлагает пути повышения их надежности и более качественного информационного обеспечения политики. |
Инновации и экономика
|
38–52
|
В настоящее время инновационная политика опирается на результаты статистических и социологических обследований предприятий, опросы экспертов. Между тем проблема стимулирования инновационной деятельности не может быть решена без учета особенностей отношения населения к науке, технологиям, образованию — тем сферам деятельности, которые обеспечивают инновационное развитие. В статье анализируются представления населения об инновациях, состоянии и перспективах инновационного процесса, его целях и механизмах. Используются результаты российских и зарубежных репрезентативных обследований общественного мнения. |
Инновации и экономика
|
54–59
|
В статье рассмотрены культурологические аспекты бизнес-стратегий на примере российско-немецких экономических отношений. Эти стратегии разрабатываются с целью вывода компании на иностранные рынки и для расширения ее присутствия на внутреннем рынке. Основное внимание уделено внешней стратегии. Автор также показывает, какие конкурентные преимущества фирмы (специализация, мобильность и др.) могут быть перенесены на другие рынки и каким образом. |
Наука
|
60–63
|
Статья касается роли научных обществ в процессе наращивания международного научного потенциала и вовлечения в этот процесс развивающихся стран. Автор рассматривает исторические предпосылки появления неформальных научных объединений и их участия в научно-технологическом развитии на национальном и глобальном уровнях, а также анализирует современные инициативы научных обществ Великобритании, направленные на укрепление позиций ученых в данном процессе. Предлагается ряд шагов, которые помогут наладить более тесное сотрудничество между научными обществами и различными финансирующими организациями, в том числе правительственными. |
Тенденции
|
64–73
|
Представлены результаты очередного исследования из серии, посвященной сектору интеллектуальных услуг в России, проведенного в 2009 г. В его ходе были изучены тенденции, вызванные глобальным экономическим кризисом. Несмотря на умеренное снижение объемов продаж и уровня занятости в секторе, стратегии большинства производителей претерпели радикальные изменения. Они сузили стратегический горизонт планирования до краткосрочного и отказались от стратегии «индивидуализации». Современные стратегии различаются лишь уровнем диверсификации продукта. Стандартные («коробочные») услуги предоставляются в основном неискушенным пользователям. Частично кастомизованные услуги обусловливают необходимость демпинговой стратегии, ориентированной на более опытных потребителей. Индивидуализированные услуги составляют основу инновационной стратегии. Они адресованы высоко компетентным пользователям, которые рассматривают интеллектуальные услуги в качестве продуктовых инноваций. |
Мастер-класс
|
74–81
|
Сегодня в мире все большее распространение приобретают Форсайт-исследования. Несмотря на то, что концепция Форсайта активно обсуждается как представителями научного сообщества, так и практиками-исполнителями, до сих пор не существует общепринятой методики подготовки таких исследований и четко определенного инструментария прогнозирования. В связи с этим авторы статьи предприняли попытку определить план мероприятий по подготовке Форсайта, опираясь на опыт осуществления подобных проектов на государственном уровне в странах ОЭСР и ЕС. |
|
|