ISSN 1995-459X print E-ISSN 2312-9972 online ISSN 2500-2597 online English
Главный редактор: Гохберг Леонид Маркович
|
2021. т. 15. №2
Тема номера: Методология Форсайта и дорожных карт
|
|
5–11
|
Вступительный материал приглашенного редактора обозначает контекстуальные и теоретические основы методологии Форсайт-исследований. Продемонстрирован вклад статей специального выпуска в решение актуальных задач развития данной методологии. Намечены направления дальнейших исследований для ответа на вопросы, которые пока остаются нерешенными. |
|
12–24
|
Выявление технологических трендов — ключевой фактор конкурентоспособности, позволяющий воспользоваться потенциалом новых разработок еще до их появления. Освоение инструментов прогнозирования позволяет быть на несколько шагов впереди при создании новых продуктов и услуг. В статье представлен метод, комбинирующий интеллектуальный анализ текста (текст-майнинг) с экспертной оценкой для изучения краткосрочных тенденций технологического развития. В качестве примера для апробации выбрана бизнес-модель «программное обеспечение как услуга» (software-as-a-service, SaaS). Долгосрочные тренды выявляются путем анализа временных интервалов между научными исследованиями и прикладными разработками. Новый подход вносит вклад в развитие методологии технологического прогнозирования. Представлены пять основных направлений эволюции рассматриваемой области: виртуальные сети, гибридное облако, методы моделирования, мобильные и веб-приложения, свидетельствующие о переходе информационных систем в онлайн-формат. Наряду с бессрочным лицензированием получает распространение схема пользования программным обеспечением по подписке. Ускоренная разработка продуктов на основе мобильных решений преобразует подходы к хранению информации, прежде всего в базах данных. |
|
25–38
|
Сценарии рассматриваются как инструмент демонстрации открытого характера многих аспектов будущего и выработки предложений по планированию и реализации инициатив с долгосрочным эффектом. Несмотря на высокую значимость подобных рекомендаций для политики, их подготовке в литературе практически не уделяется внимания. Изучение связей между формулированием рекомендаций и разработкой сценариев восполняет образовавшийся пробел. В статье предложен метод «погружения» в трансформационные сценарии, при котором участники Форсайт-сессий примеряют различные роли в гипотетических будущих контекстах и принимают соответствующие решения. Оценивается влияние этого процесса на плодотворность генерации и оригинальность выдвигаемых идей. Приведен кейс, демонстрирующий потенциал рассматриваемого метода в качестве ключевого компонента Форсайт-исследований на этапе подготовки рекомендаций. |
|
39–51
|
Дорожные карты — эффективный инструмент, позволяющий принимать решения относительно научно-технологической и инновационной политики в условиях неопределенности. Растет интерес к изучению подходов, позволяющих синтезировать аналитические и экспертные методы при составлении карт. Однако публикаций, посвященных гибридным методикам, пока немного. В статье предлагается подход к формированию подобных инструментов, протестированный на примере разработки дорожных карт для автомобильной промышленности. Совместно с Hyundai Motor Company создана дорожная карта технологического развития автомобильной индустрии на 10-летний период. Выявлены сферы применения гибридного инструментария и факторы, влияющие на его адаптивность к различным контекстам. Настоящее исследование вносит вклад в развитие методологии разработки дорожных карт, демонстрируя преимущества гибридного подхода, сочетающего анализ данных и мнения экспертов. Его практическая ценность заключается в том, что представлена процедура формирования корпоративных дорожных карт и предложены варианты реализации Форсайт-процесса в будущем. |
|
52–64
|
В статье предложен инструмент картирования сопроизводства знаний, направленный на развитие сотрудничества конкурирующих игроков и формирование согласованной отраслевой стратегии. Он представляет собой адаптацию метода дорожных карт к формированию коллективной базы знаний. Применение этого подхода не ограничивается рамками одной организации, а подразумевает диалог между представителями соперничающих компаний. Процедура сопроизводства знаний с разработкой дорожной карты может быть делегирована открытой отраслевой ассоциации, которая объединяет представителей компаний, заинтересованных в преодолении ограничений для развития. Представленный инструментарий апробирован Ассоциацией развития инжиниринга Японии (Engi-neering Advancement Association of Japan, ENAA) при подготовке дорожных карт в области умной социальной инфраструктуры. В результате обмена знаниями сложились общие представления о потенциале умных технологий, доказана эффективность предлагаемого метода для получения знаний, недоступных отдельным компаниям или отраслевым организациям. |
|
65–81
|
Технологические дорожные карты традиционно рассматриваются как один из ключевых инструментов Форсайта для разработки политики в области науки, технологий и инноваций. Однако интеграция результатов Форсайт-проектов в стратегии организаций и компаний остается ограниченной. В статье предлагается метод совершенствования дорожных карт, повышающий качество и достоверность их содержания, что существенно расширит их влияние на принятие стратегических решений. Анализируются возможности использования методологии дорожных карт для учета сложных аспектов инновационной системы или отрасли при разработке стратегии развития. В модернизированных дорожных картах появляется возможность охватить в целостности колоссальный массив релевантных данных, проработать их в итеративном и гибком режиме с применением новых визуальных приемов. Обнаруживаются важные пробелы в знаниях, потенциальные источники ошибок и риски попадания в «эффект колеи», открываются возможности для своевременного осмысления возникающих технологических траекторий. Предлагаются направления дальнейших исследований для корректировки рассматриваемого подхода, обеспечения гибкости Форсайт-процессов. |
|
|