От предпринимательских намерений — к созданию бизнеса: опыт российских студентов
PDF
PDF (English)

Ключевые слова

предпринимательские намерения
разрыв между намерениями и действиями
студенческое предпринимательство
малый и средний бизнес в России
GUESSS

Как цитировать

БогатыреваК., & ШироковаГ. (2017). От предпринимательских намерений — к созданию бизнеса: опыт российских студентов. Форсайт, 11(3), 25-36. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.3.25.36

Аннотация

Формирование намерений — один из ключевых этапов предпринимательского процесса. Однако декларируемые намерения далеко не всегда находят свое конечное воплощение в действующем бизнесе, а само это расхождение характеризуют как разрыв между намерениями и действиями (intention-action gap). Настоящая статья основывается на ключевых положениях теории запланированного поведения (theory of planned behavior) и концепции «встроенности» (embeddedness perspective) и рассматривает факторы разного уровня, способствующие увеличению или снижению вероятности перехода от предпринимательских намерений к конкретным шагам по созданию бизнеса. К названным факторам относятся наличие семейного дела, поддержка со стороны университетской предпринимательской среды, уровень развития региональных институтов.

Данные по 4484 студентам из 32 высших учебных заведений России, полученные в ходе реализации международного проекта «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» (Global University Entrepreneurial Spirit Students’ Survey, GUESSS) в 2013–2014 гг., показывают, что наличие бизнеса у семьи потенциального предпринимателя отрицательно влияет на вероятность перехода от намерений к созданию предприятия. Эффект от уровня развития региональной институциональной предпринимательской среды, напротив, оказывается положительным.

https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.3.25.36
PDF
PDF (English)

Литература

Afifi A.A., Elashoff R.M. (1966) Missing Observations in Multivariate Statistics//Journal of American Statistical Association. № 61 (315). P. 595-605.

Ajzen I. (1991) The Theory of Planned Behavior//Organizational Behavior & Human Decision Processes. Vol. 50. № 2. P. 179-211.

Ajzen I., Czasch C., Flood M.G. (2009) From Intentions to Behavior: Implementation Intention, Commitment, and Conscientiousness//Journal of Applied Social Psychology. Vol. 39. № 6. P. 1356-1372.

Armitage C.J., Conner M. (2001) Efficacy of the Theory of Planned Behavior: A Meta-Analytic Review//British Journal of Social Psychology. Vol. 40. № 4. P. 471-499.

Bae T.J., Qian S., Miao C., Fiet J.O. (2014) The Relationship between Entrepreneurship Education and Entrepreneurial Intentions: A Meta-Analytic Review//Entrepreneurship Theory & Practice. Vol. 38. № 2. P. 217-254.

Bird B.J. (1988) Implementing Entrepreneurial Ideas: The Case for Intention//Academy of Management Review. Vol. 13. № 3. P. 442-453.

Bruton G.D., Ahlstrom D., Han-Lin L. (2010) Institutional Theory and Entrepreneurship: Where are We Now and Where do We Need to Move in the Future?//Entrepreneurship: Theory & Practice. Vol. 34. № 3. P. 421-440.

Chlosta S., Patzelt H., Klein S.B., Dormann C. (2012) Parental Role Models and the Decision to Become Self-employed: The Moderating Effect of Personality//Small Business Economics. Vol. 38. № 1. P. 121-138.

Costa L., Mainardes E.W. (2016) The Role of Corruption and Risk Aversion in Entrepreneurial Intentions//Applied Economics Letters. Vol. 23. № 4. P. 290-293.

Cronbach L. (1951) Coefficient Alpha and the Internal Structure of Tests//Psychometrika. № 16. P. 297-334.

Davidsson P., Honig B. (2003) The Role of Social and Human Capital among Nascent Entrepreneurs//Journal of Business Venturing. Vol. 18. № 3. P. 301-331.

De Clercq D., Arenius P. (2006) The Role of Knowledge in Business Start-Up Activities//International Small Business Journal. Vol. 24. № 4. P. 339-358.

Djankov S., Miguel E., Qian Y., Roland G., Zhuravskaya E. (2006) Entrepreneurship: First Results from Russia. CEPR Discussion Paper № 5707. London: CEPR.

Dunn T., Holtz-Eakin D. (2000) Human Capital and the Transition to Self-Employment: Evidence from Intergenerational Links//Journal of Labor Economics. Vol. 18. № 2. P. 282-305.

EBRD (2012) Diversifying Russia. London: European Bank for Reconstruction and Development. Режим доступа: http://www.ebrd.com/news/publications/special-reports/diversifying-russia.html, дата обращения 18.02.2016.

Franke N., Lüthje C. (2004) Entrepreneurial Intentions of Business Students: A Benchmarking Study//International Journal of Innovation and Technology Management. Vol. 1. № 3. Vol. 269-288.

Fritsch M., Storey D.J. (2014) Entrepreneurship in a Regional Context: Historical Roots, Recent Developments and Future Challenges//Regional Studies. Vol. 48. № 6. P. 939-954.

Geissler M. (2013) Determinanten des Vorgründungsprozesses. Wiesbaden: Springer Fachmedien Wiesbaden.

Granovetter M. (1985) Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness//The American Journal of Sociology. Vol. 91. № 3. P. 481-510.

Haus I., Steinmetz H., Isidor R., Kabst R. (2013) Gender Effects on Entrepreneurial Intention: A Meta-Analytical Structural Equation Model//International Journal of Gender and Entrepreneurship. Vol. 5. № 2. P. 130-156.

Heuer A., Liñán F. (2013) Testing Alternative Measures of Subjective Norms in Entrepreneurial Intention Models//International Journal of Entrepreneurship and Small Business. Vol. 19. № 1. P. 35-50.

Hughes M., Ireland R.D., Morgan R.E. (2007) Stimulating Dynamic Value: Social Capital and Business Incubation as a Pathway to Competitive Success//Long Range Planning. Vol. 40. № 2. P. 154-177.

Kautonen T., van Gelderen M., Fink M. (2015) Robustness of the Theory of Planned Behavior in Predicting Entrepreneurial Intentions and Actions//Entrepreneurship Theory and Practice. Vol. 39. № 3. P. 655-674.

Kautonen T., van Gelderen M., Tornikoski E.T. (2013) Predicting Entrepreneurial Behavior: A Test of the Theory of Planned Behavior//Applied Economics. Vol. 45. № 6. P. 697-707.

Kibler E. (2013) Formation of Entrepreneurial Intentions in a Regional Context // Entrepreneurship and Regional Development: An International Journal. Vol. 25. № 3-4. P. 292-323. Klofsten M. (2000) Training Entrepreneurship at Universities: A Swedish Case // Journal of European Industrial Training. Vol. 24. № 6. P. 337-344.

Kolverei L., Moen O. (1997) Entrepreneurship among Business Graduates: Does a Major in Entrepreneurship Make a Difference?//Journal of European Industrial Training. Vol. 21. № 4/5. P. 154-160.

Krueger N.F. (2009) Entrepreneurial Intentions are Dead: Long Live Entrepreneurial Intentions//Understanding the Entrepreneurial Mind, International Studies in Entrepreneurship/Eds. A.L. Carsrud, M. Brännback. New York: Springer. P. 51-72.

Laspita S., Breugst N., Heblich S., Patzelt H. (2012) Intergenerational Transmission of Entrepreneurial Intentions//Journal of Business Venturing. Vol. 27. № 4. P. 414-435.

Lentz B.F., Laband D.N. (1990) Entrepreneurial Success and Occupational Inheritance among Proprietors//Canadian Journal of Economics. Vol. 23. № 3. P. 563-579.

Liñán F. Fayolle A. (2015) A Systematic Literature Review on Entrepreneurial Intentions: Citation, Thematic Analyses, and Research Agenda//International Entrepreneurship and Management Journal. Vol. 11. № 4. P. 907-933.

Liñán F., Chen Y.W. (2009) Development and Cross-Cultural Application of a Specific Instrument to Measure Entrepreneurial Intentions//Entrepreneurship Theory & Practice. Vol. 33. № 3. P. 593-617.

Liñán F., Rodriguez-Cohard J.C. (2015) Assessing the Stability of Graduates' Entrepreneurial Intention and Exploring its Predictive Capacity//Academia Revista Latinoamericana de Administración. Vol. 28. № 1. P. 77-98.

Lévesque M., Minniti M. (2011) Age Matters: How Demographics Influence Aggregate Entrepreneurship//Strategic Entrepreneurship Journal. Vol. 5. № 3. P. 269-284.

McCarthy D., Puffer S., Darda S.V. (2010) Convergence in Entrepreneurial Leadership Style: Evidence from Russia//California Management Review. Vol. 52. № 4. P. 48-72.

Morales-Gualdron S.T., Roig S. (2005) The New Venture Decision: An Analysis Based on the GEM Project Database//International Entrepreneurship and Management Journal. Vol. 1. № 4. P. 479-499.

Mueller P. (2006) Entrepreneurship in the Region: Breeding Ground for Nascent Entrepreneurs?//Small Business Economics. Vol. 27. № 1. P. 41-58.

Nielsen S.L., Lassen A.H. (2012) Identity in Entrepreneurship Effectuation Theory: A Supplementary Framework//International Entrepreneurship and Management Journal. Vol. 8. № 3. P. 373-389.

Orbell S., Sheeran P. (1998) Inclined Abstainers': A Problem for Predicting Health-Related Behavior//British Journal of Social Psychology. Vol. 37. № 2. P. 151-165.

Parker S.C., Belghitar Y. (2006) What Happens to Nascent Entrepreneurs? An Econometric Analysis of the PSED//Small Business Economics. Vol. 27. № 1. P. 81-101.

Peng M. (2003) Institutional Transitions and Strategic Choices//Academy of Management Review. Vol. 28. № 1. P. 275-296.

Puffer S.M., McCarthy D.J. (2001) Navigating the Hostile Maze: A Framework for Russian Entrepreneurship//Academy of Management Executive. Vol. 15. № 3. P. 24-36.

Rauch A. (2014) Predictions of Entrepreneurial Behavior: A Personality Approach//Handbook of Research on Small Business and Entrepreneurship/Eds. E. Chell, M. Karataş-Özkan. Cheltenham: Edward Elgar. P. 165-183.

Schlaegel C., Koenig M. (2014) Determinants of Entrepreneurial Intent: A Meta-Analytic Test and Integration of Competing Models//Entrepreneurship Theory and Practice. Vol. 38. № 2. P. 291-332.

Sequeira S., Mueller S., McGee J. (2007) The Influence of Social Ties and Self-Efficacy in Forming Entrepreneurial Intentions and Motivating Nascent Behavior//Journal of Developmental Entrepreneurship. Vol. 12. № 3. P. 275-293.

Shapero A., Sokol L. (1982) Social dimensions of entrepreneurship//The Encyclopedia of Entrepreneurship/Eds. C. Kent, D. Sexton, K. Vesper. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. P. 72-90.

Sheeran P. (2002) Intentions-Behavior Relations: A Conceptual and Empirical Review//European Review of Social Psychology. Vol. 12. P. 1-36.

Shirokova G., Osiyevskyy O., Bogatyreva K. (2016) Exploring the Intention-Behavior Link in Student Entrepreneurship: Moderating Effects of Individual and Environmental Characteristics//European Management Journal. Vol. 34. № 4. P. 386-399.

Shook C.L., Bratianu C. (2010) Entrepreneurial Intent in a Transitional Economy: An Application of the Theory of Planned Behavior to Romanian Students//International Entrepreneurship and Management Journal. Vol. 6. № 3. P. 231-247.

Sniehotta F.F., Schwarzer R., Scholz U., Schüz B. (2005) Action Planning and Coping Planning for Long-Term Lifestyle Change: Theory and Assessment//European Journal of Social Psychology. Vol. 35. Vol. 4. P. 565-576.

Stenholm P., Acs Z.J., Wuebker R. (2013) Exploring Country-Level Institutional Arrangements on the Rate and Type of Entrepreneurial Activity//Journal Business Venturing. Vol. 28. № 1. P. 176-193.

Sutton S. (1998) Predicting and Explaining Intentions and Behavior: How Well are We Doing?//Journal of Applied Social Psychology. Vol. 28. № 15. P. 1317-1338.

Transparency International (2015) Corruption Perceptions Index 2015. Режим доступа: https://www.transparency.org/cpi2015, дата обращения 29.01.2016.

Welter F. (2011) Contextualizing Entrepreneurship -Conceptual Challenges and Ways Forward//Entrepreneurship Theory and Practice. Vol. 35. № 1. P. 65-184.

Welter F., Smallbone D. (2011) Institutional Perspectives on Entrepreneurial Behavior in Challenging Environments//Journal of Small Business Management. Vol. 49. № 1. P. 107-125.

Zanakis S.H., Renko M., Bullough A. (2012) Nascent Entrepreneurs and the Transition to Entrepreneurship: Why Do People Start New Businesses?//Journal of Developmental Entrepreneurship. Vol. 17. № 1. P. 1-25.

Zhang Y., Duysters G., Cloodt M. (2014) The Role of Entrepreneurship Education as a Predictor of University Students' Entrepreneurial Intention//International Entrepreneurship and Management Journal. Vol. 10. № 3. P. 623-641.

Zhao H., Seibert S., Hills G. (2005) The Mediating Role of Self-Efficacy in the Development of Entrepreneurial Intentions//Journal of Applied Psychology. Vol. 90. № 6. P. 1265-1272.

van Gelderen M., Kautonen T., Fink M. (2015) From Entrepreneurial Intentions to Actions: Self-Control and Action-Related Doubt, Fear, and Aversion//Journal of Business Venturing. Vol. 30. № 5. P. 655-673.

Александрова Е.А., Верховская О.Р. (2015) Предпринимательские намерения в России: эмпирический анализ//Российский журнал менеджмента. Т. 13. № 2. C. 2-26.

Боков Л.А., Кобзев А.В., Уваров А.Ф., Шурыгин Ю.А. (2011) На пути к предпринимательскому университету//Инновации. № 4. С. 11-17.

Всемирный банк (2015) Доклад об экономике России. № 33. Режим доступа: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/russia/rer33-rus.pdf, дата обращения 25.01.2016.

Гневко В.А. (ред.) (2010) Региональные аспекты функционирования и развития малого предпринимательства в России. СПб.: Санкт-Петербургская академия управления и экономики.

Государственный Cовет Российской Федерации (2015) Доклад о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. М.: Кремль. Режим доступа: http://www.smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a2889cfc43d6aae9.pdf, дата обращения 25.01.2016.

Захарова А.А. (2013) Проблемы развития предпринимательской активности студентов в современных условиях//Инновации в современной науке. Материалы II Международного осеннего симпозиума/Под ред. Г.Ф. Гребенщикова. М.: Спутник+. С. 139-142.

Иващенко Н.П., Энговатова А.А., Коростылева И.И. (2014) Трансформация отечественных вузов в предпринимательские: логика пути//Экономические стратегии. Т. 16. № 8 (124). С. 130-135.

Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. (2014) Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в Pоссии//Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). № 2. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12360, дата обращения 15.02.2016.

Константинов Г.Н., Филонович С.Р. (2007) Что такое предпринимательский университет//Вопросы образования. № 1. С. 49-62.

Конюхова Е. (2014) Предпринимательские компетенции как гарантии качества программ по обучению предпринимательству//Качество образования. № 12. С. 48-52.

Куценко E. (2015) Пилотные инновационные территориальные кластеры России: модель устойчивого развития//Форсайт. Т. 9. № 1. С. 32-55.

МСП Банк (2014) Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2013-2014 гг.: региональные диспропорции. М.: Аналитический центр МСП Банка. Режим доступа: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/index_kach_2012-2013_reg.pdf, дата обращения 26.01.2016.

Макаров С., Угнич Е. (2015) Бизнес-катализаторы как драйверы развития региональных инновационных систем//Форсайт. Т. 9. № 1. С. 56-67.

Павлов К.В. (2008) Региональные особенности развития российского предпринимательства//Вестник МГТУ. Т. 11. № 2. С. 254-263.

Резник Г.А., Пономаренко Ю.С. (2010) Студенческое предпринимательство как важный фактор формирования инновационной экономики//Университетское управление: практика и анализ. № 2. С. 62-67.

Романовская А. (2015) Большие проблемы малого бизнеса//Валовый внутренний продукт. № 5 (94). Режим доступа: http://www.vvprf.ru/archive/clause1107.html, дата обращения 27.01.2016.

Сайдуллаев Ф.С. (2015) Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2014 году. Ежеквартальный информационно-аналитический отчет. М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. Режим доступа: http://nisse.ru/upload/iblock/01e/4%20kvartal_2014.pdf, дата обращения 28.01.2016.

Таппасханова Е.О., Батова Б.З., Зумакулова З.А. (2014) Реализация концепции «предпринимательского университета» в регионе: экономико-правовой аспект//Экономика и предпринимательство. № 4-2 (45-2). С. 949-952.

Хайретдинова О.А. (2014) Значение студенческого предпринимательства на современном этапе развития России//Science Time. № 5 (5). С. 225-233.

Широкова Г., Цуканова Т., Богатырёва К. (2015a) Факторы формирования предпринимательских намерений российских студентов//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Менеджмент». № 3. С. 21-46.

Широкова Г., Цуканова Т., Богатырёва К. (2015b) Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности//Вопросы образования. № 3. С. 171-207.

Широкова Г.В., Богатырёва К.А., Галкина Т.А. (2014) Эффектуация и каузация: взаимосвязь между университетской инфраструктурой и выбором типа поведения в процессе создания бизнеса студентами-предпринимателями//Российский журнал менеджмента. T. 12. № 3. С. 59-86.

Щеголев В.В., Николаев Н.А. (2014) Изучение и поддержка предпринимательских намерений студентов//Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). № 6. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16745, дата обращения 21.04.2016.

Щербакова Е.А. (2012) Инновационный подход к обучению предпринимательству//Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия «Социально-экономические науки». № 3. С. 83-86.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.