Стратегия-2020: новые контуры российской инновационной политики
PDF

Ключевые слова

инновационная политика
принятие решений
инновационная стратегия
инновационная активность
сценарии
экспертная группа
стимулы к инновациям

Как цитировать

ГохбергЛ., & КузнецоваТ. (2011). Стратегия-2020: новые контуры российской инновационной политики. Форсайт, 5(4), 8-30. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2011.4.8.30

Аннотация

В статье представлены итоги работы экспертной группы №5 «Переход от стимулирования инноваций к росту на их основе» по корректировке «Стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 г.».  Участниками группы проведен детальный анализ ситуации в российской инновационной сфере и сформулированы рекомендации по выбору стратегических приоритетов государственной политики, а также конкретных инструментов регулирования, которые могут быть реализованы в самом ближайшем будущем.

В отношении текущей ситуации среди ключевых вызовов выделены: усиливающаяся зависимость России от внешней конъюнктуры, растущие социально-экономические риски, сложности с адекватным реагированием на быстроменяющиеся глобальные тренды, серьезные разрывы между основными субъектами инновационной системы, неравный доступ различных социальных групп к новым технологиям и инновациям. К наиболее существенным позитивным трендам отнесены: введение новых инструментов регулирования, постепенное расширение круга игроков в инновационной сфере, рост бюджетного финансирования исследований и разработок.

Предложены три возможных сценария развития событий: инерционный, предполагающий низкие темпы экономического роста при сохранении сырьевой ориентации экономики; прогрессорский, предусматривающий форсированное встраивание в глобальные процессы, и переход к постиндустриальной модели; а также умеренный, обладающий наибольшей вероятностью  реализации. Реализация того или иного сценария зависит от политического выбора на ключевых развилках в таких областях, как законодательство, регулирование, наука, и ряд других. Например, в сфере образования предстоит сделать выбор между «мягкой» адаптацией существующих образовательных программ в соответствии с меняющимися потребностями экономики и усилением акцента на развитии специальных профессиональных компетенций.

Сформулированы базовые направления перспективной инновационной политики: переход от фокусирования на поддержке отдельных инновационных проектов, соответствующих  жестко установленным технологическим приоритетам, к стимулированию массовых инноваций во всех секторах экономики, включая низкотехнологичные; секторальная дифференциация приоритетов, критериев, инструментов политики; сбалансированная поддержка инноваций в высоко- и низкотехнологичных секторах; отказ от жесткой иерархии в управлении в пользу децентрализации, наделения регионов, институтов развития, бизнес-ассоциаций и других субъектов более широкими полномочиями;  поддержка сетевой кооперации на всех уровнях; усиление ориентации на результат при принятии решений; обеспечение баланса тематических и функциональных приоритетов политики в целях ликвидации возможных провалов в инновационном цикле. Подчеркнута важность акцентов на социальных эффектах инновационной политики, поддержке креативного класса, подготовке предпринимателей, менеджеров и профессионалов для инновационной сферы и экономики в целом.

https://doi.org/10.17323/1995-459X.2011.4.8.30
PDF

Литература

Global R&D Funding Forecast (2008)//R&D Magazine, December.

Dutta S. (ed.) The Global Innovation Index 2011. Fontainbleau: INSEAD.

European Commission (2009) Policy Mixes for R&D in Europe. UNU-MERIT.

European Commission (2010) Europe-2020: A Strategy for a Smart, Sustainable and Inclusive Growth. Brussels.

OECD (2000) A New Economy? The Changing Role of Innovation and Information Technology in Growth. Paris. P. 7-8.

OECD (2008) OECD Reviews of Innovation Policy. China. Paris.

OECD (2010a) The OECD Innovation Strategy. Getting A Head Start on Tomorrow. Paris.

OECD (2010b) The Innovation Policy Mix. STI Outlook 2010: Chapter 4. DSTI/STP (2010)12. Paris.

OECD (2011) OECD Reviews of Innovation Policy. Russian Federation. Paris.

Therrien P. (2010) R&D Tax Incentives and Government Forgone Tax Revenue: a Cross-Country Comparison. DSTI/EAS/STP/NESTI(2010)22 8-10 November 2010. Paris: OECD.

Апокин А.Ю., Белоусов Д.Р. (2009) Сценарии развития мировой и российской экономики как основа для научно-технологического прогнозирования // Форсайт. № 3(11). С. 12-29.

Гохберг Л.М. (2003) Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. №3. С. 26-44.

Гохберг Л.М., Заиченко С.А., Китова Г.А., Кузнецова Т.Е. (2011) Научная политика: глобальный контекст и российская практика. М.: НИУ ВШЭ.

Гохберг Л.М., Кузнецова И.А. (2009) Инновации в российской экономике: стагнация в преддверии кризиса? // Форсайт. № 3(11). С. 28-46.

Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е., Рудь В.А. (2010) Анализ инновационных режимов в российской экономике: методологические подходы и некоторые результаты // Форсайт. Т. 4. № 3. С. 18-30.

Инновационное развитие -основа модернизации экономики России (2008) Национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ.

Мишарин А.С., Клепач А.Н., Белоусов Д.Р. (2011) Посткризисное развитие России: модернизация, инновации и социальное государство. Перспективы до 2025 года. Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий».

Российский инновационный индекс (2011)/Под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ.

Россия в цифрах 2010. Краткий статистический сборник. М.: Росстат.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.