Аннотация
Интеллектуальные услуги, характеризующиеся высокой инновационной активностью, являются ключевым звеном экономики знаний. Эта сфера становится объектом многочисленных исследований, направленных в основном на анализ ее качественных характеристик.Опираясь на данные, полученные в ходе мониторинга сектора интеллектуальных услуг, осуществляемого ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с 2006 г., автор рассматривает инновационный потенциал этого сектора и перспективы его дальнейшего развития.
Исследование показало, что в развитии сферы интеллектуальных услуг доминируют два вектора, направленные, соответственно, на стандартизацию и кастомизацию услуг. Последняя развивается наиболее динамично. В этом плане оригинальность является основным конкурентным преимуществом поставщика услуг. Данная тенденция, по мере расширения инновационно-диверсифицированного производства, будет только усиливаться. Примечательно, что глобальный финансово-экономический кризис послужил серьезным стимулом для сервисных компаний к внедрению инновационных решений.
Характерной чертой сектора интеллектуальных услуг является его способность к формированию инновационно-ориентированного потребителя в процессе пользования «умными» услугами. Исходя из растущего спроса на продуктовые, организационные, управленческие и маркетинговые инновации, нацеленные на «штучную» работу с индивидуальным заказчиком, курс на кастомизацию будет принят и другими секторами. Таким образом, вносится весомый вклад в распространение экономики знаний.
Подобный контекст требует от производителей нового мышления. В этом смысле интеллектуальные услуги — эффективный инструмент стимулирования инновационного поведения. С усилением инновационной ориентированности заказчика расширяется ассортимент услуг и спрос на них, что, в свою очередь, мотивирует производителей к созданию более продвинутых услуг. Данный процесс имеет самоподдерживающийся характер.
Литература
Antonelli C. (1998) Localized technological change, new information technology and the knowledge-based economy: the European evidence//Journal of Evolutionary Economics. Vol. 8. P. 177-198.
Arrow K.J. (1962) The Economic Implications of Learning by Doing//Review of Economic Studies. Vol. 80. P. 155-173.
Audretsch D.B., Klomp L., Thurik R.A. (1999) Do Services Differ from Manufacturing? The Post-Entry Performance of Firms in Dutch Services//Audretsch D.B., Thurik R.A. (eds.) Innovation, Industry Evolution and Employment. Cambridge: Cambridge University Press. P. 230-252.
Balaz V. (2004) Knowledge-Intensive Business Services in Transition Economies//The Service Industries Journal. Vol. 24. № 4. P. 83-100.
Bansal H.S., Taylor S.F. (1999) The Service Provider Switching Model (SPSM): A Model of Consumer Switching Behavior in the Services Industry//Journal of Service Research. Vol. 2. №. 2. P. 200-218.
Barras R. (1986) Towards a Theory of Innovations in Services//Research Policy. Vol. 15. № 4. Р. 161-173.
Bettencourt L.A., Ostrom A.L., Brown S.W., Roundtree R.T. (2002) Client Co-Production in Knowledge-Intensive Business Services//California Management Review. Vol. 44. № 4. P. 100-128.
Bilderbeek R., den Hertog P. (1996) Innovation in Knowledge Intensive Business Services. Lessons from Case Studies. Paper for the Roskilde Seminar on Innovation in Business Services. Roskilde University.
Biyalogorsky E., Gerstner E., Weiss D., Xie J. (2005) The Economics of Service Upgrades//Journal of Service Research. Vol. 7. № 3. P. 234-244.
Bresnahan T.F. (2002) Prospects for an Information-Technology-Led Productivity Surge. NBER Chapters//Innovation Policy and the Economy. Vol. 2. P. 135-162.
Clark C. (1940) Conditions of Economic Progress. London: Macmillan.
Cohen W., Levinthal D. (1990) Absorptive Capacity: A New Perspective on Learning and Innovation//Administrative Science Quarterly. Vol. 35. P. 128-152.
Evangelista R., Savona M. (1998) Patterns of Innovation in Services: The Results of Italian Innovation Survey. Paper presented at the 7th Annual RESER Conference, Berlin, 8-10 October.
Fisher A.G.B. (1939) Production, Primary, Secondary and Tertiary//Economic Record. № 15 (June). Р. 24-38.
Gallouj F. (1997) Asymmetry of Information and the Service Relationship: Selection and Evaluation of the Service Provider//International Journal of Service Industry Management. Vol. 8. № 1. Р. 42-64.
Gassmann O., Kausch C., Enkel E. (2007) Customer Integration in the Early Phase of the Innovation Process. http://www.alexandria.unisg.ch/publications/17080.
Gibbons M., Limoges C., Nowotny H., Schwartzman S., Scott P., Trow M. (1994) New Production of Knowledge: Dynamics of Science and Research in Contemporary Societies. London: Sage.
Haukness J. (2000) Dynamic Innovation Systems: What is the Role of Services?//Boden M., Miles I. (eds.) Services and the Knowledge-based Economy. London: Continuum.
Hipp C. (1999) Knowledge-Intensive Business Services in the New Mode of Knowledge Production//AI&Society. Vol. 13. № 1-2. P. 88-106.
Hipp C. (2000) Information Flows and Knowledge Creation in Knowledge-Intensive Business Services: Scheme for a Conceptualization//Metcalfe J.S., Miles I. (eds.) Innovation Systems in the Services Economy: Measurement and Case Study Analysis. Boston: Kluwer Academic Publishers. P. 149-168.
Hipp C., Grupp H. (2005) Innovation in the Service Sector: The Demand for Service-Specific Innovation Measurement Concepts and Typologies//Research Policy. Vol. 34. № 4. Р. 517-535.
KIT (2009) Knowledge Intensive Services Procurement Strategy. Results of Empirical Research in Current Practice and Implications for Organization. Karlsruhe: Karlsruhe Institute of Technology. http://www.ksri.kit.edu/Upload/Publications/70765f4b-10cc-4ce4-b874-04c3016ad158.pdf.
Koch A., Stahlecker T. (2006) Regional Innovation Systems and Foundation of Knowledge Intensive Business Services//European Planning Studies. Vol. 14. № 2. Р. 123-146.
Koch A., Strotmann H. (2006) Impact of Functional Integration and Spatial Proximity on the Post-Entry Performance of Knowledge Intensive Business Service Firms//International Small Business Journal. Vol. 24. № 6. Р. 610-634.
Kuusisto A., Kuusisto J. (2007) Use of Knowledge Intensive Business Services by SMEs -Some Policy Implications. SC-Research. Lappeenranta University of Technology.
Landry R., Amara N., Doloreux D. (2010) Knowledge-exchange strategies between KIBS firms and their clients//The Service Industries Journal 2010. iFirst Article. P. 1-30.
Levitt T. (1972) Production Line Approach to Service//Harvard Business Review. September-October. P. 41-52.
Marík V., Camarinha-Matos L.M., Afsarmanesh H. (2002) Knowledge and Technology Integration in Production and Services: Balancing Knowledge and Technology in Product and Service Life Cycle. IFIP TC5/WG5.3. Paper presented at the Fifth IFIP/IEEE International Conference on Information Technology for Balanced Automation Systems in Manufacturing and Services (BASYS'02), September 25-27, 2002. Cancun, Mexico.
Miles I. (2007). Business Services and their Users: A Literature Review//Kox H., Rubalcaba L. (eds.) Business Services in European Economic Growth. London: Palgrave Macmillan. P. 39-61.
Miles I. (2008) Patterns of Innovation in Service Industries//IBM Systems Journal. Vol. 47. № 1. Р. 115-128.
Miles I., Kastrinos N., Bilderbeek R., den Hertog P., Flanagan K., Huntink W. (1995) Knowledge-Intensive Business Services: Their Role as Users, Carriers and Sources of Innovation. Report to the EC DG XIII Sprint EIMS Programme. Luxembourg.
Miles I., Kastrinos N., Flanagan K., Bilderbeek R., den Hertog P. (1995) Knowledge-Intensive Business Services. Users, Carriers and Sources of Innovation. Manchester: PREST.
Muller E., Doloreux D. (2007) The Key Dimensions of Knowledge-Intensive Business Services (KIBS) Analysis: A Decade of Evolution. Fraunhofer ISI Working Papers. Firms and Region. № U1/2007.
Muller E., Zenker A. (2001) Business Services as Actors of Knowledge Transformation: The Role of KIBS in Regional and National Innovation Systems//Research Policy. Vol. 30. № 9. P. 1501-1516.
Roth S., Woratschek H., Pastowski S. (2006) Negotiating Prices for Customized Services//Journal of Service Research. Vol. 8. № 4. Р. 316-329.
Sector Futures (2005). The Knowledge-Intensive Business Services Sector. European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions. http://www.europa.eu.int/comm/employment_social/news/2004sep/eie2004_en/html.
Simmie J., Strambach S. (2006) The Сontribution of KIBS to Innovation in Cities: An Evolutionary and Institutional Perspective//Journal of Knowledge Management. Vol. 10. № 5. Р. 26-40.
Strambach S. (1994) Knowledge-Intensive Business Services in the Rhine-Neckar Area//Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie. Vol. 85. № 4 (November). Р. 354-365.
Sundbo J., Gallouj F. (2000) Innovation as a Loosely Couples System in Services//Metcalfe S., Miles I. (eds.) Innovation Systems in the Service Economy. Dordrecht: Kluwer.
Tether B.S. (2003) The Sources and Aims of Innovation in Services: Variety between and within Sectors//Economics of Innovation and New Technology. Vol. 12. № 6. P. 481-505.
Tether B.S., Hipp C. (2000) Competition and Innovation amongst Knowledge Intensive and Other Service Firms: Evidence from Germany//Andersen B., Howells J., Hull R., Miles I., Roberts J. (eds.) Knowledge and Innovation in the New Service Economy. Cheltenham: Edward Elgar.
Tether B.S., Hipp C., Miles I. (2001) Standardisation and Particularization in Services: Evidence from Germany//Research Policy. Vol. 30. P. 1115-1138.
Vargo S.L., Lusch R.F. (2004) The Four Service Marketing Myths: Remnants of a Goods-Based, Manufacturing Model//Journal of Service Research. Vol. 6. № 4. Р. 324-335.
Walsh K., Enz C.A., Canina L. (2008) The Impact of Strategic Orientation on Intellectual Capital Investments in Customer Service Firms//Journal of Service Research. № 10. P. 300-317.
den Hertog P. (2000) Knowledge Intensive Business Services as Co-producers of Innovation//International Journal of Innovation Management. Vol. 4. № 4. P. 491-528.
den Hertog P. (2002) Co-producers of Innovation: On the Role of Knowledge-Intensive Business Services in Innovation//Gadrey J., Gallouj F. Productivity, Innovation and Knowledge in Services -New Economic and Socio-economic Approaches. Cheltenham: Edward Elgar.
van der Haar J., Kemp R., Omta O. (2001) Creating Value that Cannot be Copied//Industrial Marketing Management. Vol. 30. № 8. P. 627-636.
Дорошенко М.Е. (2007) Интеллектуальные услуги сегодня и завтра//Форсайт. № 2(2). С. 37-45.
Дорошенко М.Е. (2010) Кризисные стратегии в секторе интеллектуальных услуг//Форсайт. Т. 4. № 1. С. 64-73.
Дорошенко М.Е., Суслов А.Б. (2008) Сектор интеллектуальных услуг: перспективы развития и сценарный анализ//Форсайт. № 2(6). С. 18-35.
Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. (2007) Микроэкономика знаний. М.: Экономика.
Полтерович В.М. (2009) Проблема формирования национальной инновационной системы//Экономика и математические методы. Т. 45. № 2 (апрель-июнь). С. 3-18.
Хорос В. (2000) Постиндустриализм -испытание на прочность//Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб.: Алетейя, с. 170.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.