Сектор интеллектуальных услуг в России: последствия кризиса 2014–2015 гг.
PDF
PDF (English)

Ключевые слова

сервисная экономика
сектор интеллектуальных услуг
кризис
отраслевой анализ
производители рынка интеллектуальных услуг
потребители рынка интеллектуальных услуг

Как цитировать

БелоусоваВ., & ЧичкановН. (2016). Сектор интеллектуальных услуг в России: последствия кризиса 2014–2015 гг. Форсайт, 10(4), 46-58. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.4.46.58.

Аннотация

За последние годы сектор интеллектуальных услуг вышел на лидирующие позиции в экономике знаний, поскольку привлекает квалифицированные кадры, создает высокую добавленную стоимость и служит драйвером инновационного развития многих стран. В России темпы роста этого сектора существенно замедлились после кризиса 2008 г.: многие отрасли так и не достигли прежних объемов выпуска, заметно снизился общий вклад сектора в ВВП. Негативные процессы в российской экономике конца 2014 — начала 2015 гг. дополнили негативный фон развития сектора интеллектуальных услуг. 
Авторы статьи констатируют, что доля компаний, испытавших падение оборота, в общем числе предприятий значительно выросла во всех отраслях. Анализ подтвердил и изменения в динамике спроса: отмечены нестабильность клиентской базы и нарушения сроков исполнения заказчиками контрактных обязательств перед компаниями сектора. Отраслевой анализ выявил существенные расхождения в темпах и траекториях развития сегментов сектора интеллектуальных услуг в России, наблюдаемые и в зарубежных странах. Для верификации этих эффектов были использованы (количественные) данные опроса 656 российских компаний — производителей интеллектуальных услуг и (качественные) результаты глубинных интервью с 24 ведущими экспертами сектора.
https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.4.46.58.
PDF
PDF (English)

Литература

Asikainen A-L. (2015) Innovation modes and strategies in knowledge intensive business services // Service Business. Vol. 9. № 77. Р. 77-95.

Aslesen H.W., Isaksen A. (2010) Knowledge-Intensive Business Services as knowledge mediators in different regional contexts: The case of Norway // Knowledge-intensive business services: Geography and Innovation. Burlington, VT: Ashgate Publishing. P. 99-122.

Bettiol M., Di Maria E., Grandinetti R. (2011) Market extension and knowledge management strategies of knowledge-intensive business services // Knowledge Management Research & Practice. Vol. 9. P. 305-314.

Camacho J.A., Rodriguez M. (2008) Patterns of innovation in the service sector: Some insights from the Spanish innovation survey // Economics of Innovation and New Technology. Vol. 17. № 5. 459-471.

Charmaz K. (2006) Constructing grounded theory: A practical guide through qualitative analysis. Thousand Oaks, CA: Sage.

Consoli D., Elche-Hortelano D. (2010) Variety in the knowledge base of Knowledge Intensive Business Services // Research Policy. Vol. 39. P. 1303-1310.

Corrocher N., Cusmano L., Morrison A. (2009) Modes of innovation in knowledge-intensive business services evidence from Lombardy // Journal of Evolutionary Economics. Vol. 19. № 2. Р. 173-196.

Doloreux D., Freel M., Shearmur R. (2010) Introduction // Knowledge-intensive business services: Geography and Innovation. Burlington, VT: Ashgate Publishing. P. 1-18.

Doloreux D., Shearmur R. (2010) Exploring and comparing innovation patterns across different knowledge intensive business services // Economics of Innovation and New Technology. Vol. 19. № 7. Р. 605-625.

Doloreux D., Shearmur R. (2013) Innovation Strategies: Are Knowledge-Intensive Business Services Just Another Source of Information? // Industry and Innovation. Vol. 20. № 8. Р. 719-738.

Doroshenko M., Miles I., Vinogradov D. (2013) Knowledge intensive business services as generators of innovations. HSE WP BRP ‘Science, Technology and Innovation' № 12. Moscow: NRU Higher School of Economics.

Freel M. (2010) Knowledge-Intensive Business Services users and uses: Exploring the propensity to innovation-related cooperation with Knowledge-Intensive Business Services // Knowledge-intensive business services. Burlington, VT: Ashgate Publishing. P. 75-98.

Green J., Thorogood N. (2004) Qualitative methods for health research (1st ed.). London: SAGE Publications Ltd.

Griffin A., Hauser J. R. (1993) The voice of the customer // Marketing Science. Vol. 12. № 1. P. 1-27.

Marasco A., Masiello B., Izzo F. (2013) Client involvement and innovation in Creative-Intensive Business Services: A framework for exploring co-innovation in advertising agency-client relationships // Economies et Sociétés. Vol. 47. № 3-4. Р. 445-478.

Miles I. (1993) Bringing computer power to the consumer market // Technology Analysis & Strategic Management. Vol. 5. № 2. P. 151-172.

Muller E., Doloreux D. (2009) What we should know about knowledge-intensive business services // Technology in Society. Vol. 31. P. 64-72.

Muller E., Zenker A. (2001) Business services as actors of knowledge transformation: The role of KIBS in regional and national innovation systems // Research Policy. Vol. 30. № 9. P. 1501-1516.

Quandl (2016a) Services share of GDP by country (from World Bank cross country data). Режим доступа: https://www.quandl.com/collections/economics/services-share-of-gdp-by-country, дата обращения 02.05.2016.

Quandl (2016b) Services share of employment by country (from World Bank cross country data). Режим доступа: https://www.quandl.com/collections/economics/services-share-of-employment-by-country, дата обращения 02.05.2016.

Santos-Vijande M.L., González-Mieres C., López-Sánchez J.A. (2013) An assessment of innovativeness in KIBS: Implications on KIBS' co-creation culture, innovation capability, and performance // Journal of Business & Industrial Marketing. Vol. 28. P. 86-102.

Thomson S.B. (2011) Sample Size and Grounded. Theory // JOAAG. Vol. 5. № 1. Р. 45-52.

Zieba M. (2013) Knowledge-Intensive Business Services and their role in the knowledge-based economy. GUT Working Paper Series A (Economics, Management, Statistics) № 7/2013 (7). Gdansk: Gdansk University of Technology.

Березин И.С. (2016) Экспертные оценки объема и динамики рынков интеллектуальных услуг в России: 2005-2015 // Маркетинг в России. 2016. Справочник Гильдии маркетологов / Под общ. ред. И.С. Березина. М.: Гильдия маркетологов. С. 33-70.

Березин И.С., Дорошенко М.Е. (2015) Количественные и качественные изменения на рынке интеллектуальных услуг в России: 2005-2013 // Маркетинг в России. 2015 / Науч. ред. И.С. Березин. М.: Гильдия маркетологов. С. 85-128.

Дорошенко М., Майлс Й., Виноградов Д. (2014) Интеллектуальные деловые услуги: российский опыт // Форсайт. T. 8. № 4. C. 24-39.

Майлс Й. (2011) Сервисные инновации в XXI веке // Форсайт. Т. 5. № 2. С. 4-15.

Рождественская Е.Ю. (2012) Биографический метод в социологии. М.: НИУ ВШЭ.

Росстат (2016b) Цены. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/#, дата обращения 02.05.2016.

Росстат (2016а) Национальные счета. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#, дата обращения 02.05.2016.

ЦБ РФ (2016b) Обзор банковского сектора Российской Федерации (интернет-версия). Режим доступа: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/obs_1601.pdf, дата обращения 02.05.2016.

ЦБ РФ (2016а) Динамика официального курса заданной валюты. Режим доступа: http://www.cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx, дата обращения 02.05.2016.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.