Аннотация
Сегодня во многих развитых странах компании сектора интеллектуальных услуг демонстрируют весьма высокий уровень инновационной активности. Однако данный сектор характеризуется высокой степенью неоднородности. Потребность в разработке мер адресной поддержки соответствующих отраслей порождает спрос на исследования, посвященные их специфике. В настоящей статье на выборке из 477 российских компаний анализируются режимы инновационной деятельности в сфере интеллектуальных услуг. С помощью факторного анализа были рассмотрены такие ключевые характеристики поведения компаний сектора, как типы инноваций и зависимость спроса на интеллектуальные услуги (с точки зрения объема, ассортимента и запрашиваемой клиентом степени кастомизации заказываемых услуг) от инновационной активности заказчиков. На основе трех полученных факторов компании сектора были разделены на несколько кластеров: инновационно пассивные; организационно ориентированные; маркетинг-ориентированные; нетехнологические; технологические; диверсифицированные инноваторы. Распределение по кластерам было также проанализировано с учетом размера компании относительно рынка и категории предоставляемых интеллектуальных услуг.
Литература
Amara N., D'Este P., Landry R., Doloreux D. (2016) Impacts of obstacles on innovation patterns in KIBS firms // Journal of Business Research. Vol. 69. № 10. P. 4065-4073.
Amara N., Landry R., Doloreux D. (2009) Patterns of innovation in knowledge-intensive business services // The Service Industries Journal. Vol. 29. № 4. Р. 407-430.
Amara N., Landry R., Traore N. (2008) Managing the protection on innovations in knowledge-intensive business services // Research Policy. Vol. 37. № 9. P. 1530-1547.
Asikainen A.-L. (2015) Innovation modes and strategies in knowledge intensive business services // Service Business. Vol. 9. № 1. Р. 77-95.
Camacho J.A., Rodriguez M. (2008) Patterns of innovation in the service sector: Some insights from the Spanish innovation survey // Economics of Innovation and New Technology. Vol. 17. № 5. Р. 459-471.
Corrocher N., Cusmano L., Morrison A. (2009) Modes of innovation in knowledge-intensive business services evidence from Lombardy // Journal of Evolutionary Economics. Vol. 19. № 2. Р. 173-196.
Den Hertog P. (2000) Knowledge-intensive business services as co-producers of innovation // International Journal of Innovation Management. Vol. 4. № 4. Р. 491-528.
Doloreux D., Shearmur R. (2010) Exploring and comparing innovation patterns across different knowledge intensive business services // Economics of Innovation and New Technology. Vol. 19. № 7. Р. 605-625.
Doloreux D., Shearmur R. (2013) Innovation strategies: Are knowledge-intensive business services just another source of information? // Industry and innovation. Vol. 20. № 8. Р. 719-738.
Fang H., Zhao T., Zhang Y.Q. (2016) Research on the Interaction of China's Knowledge-Intensive Business Services and Manufacturing Upgrading. Paper presented at the 2016 Joint International Conference on Economics and Management Engineering (ICEME 2016) and International Conference on Economics and Business Management (EBM 2016). Режим доступа: http://goo.gl/6oGc3r, дата обращения 14.05.2017.
Freel M. (2006) Characterising innovations in knowledge-intensive business services // Advances in Entrepreneurship, Firm Emergence and Growth / Eds. J. Katz, A.C. Corbett. Vol. 9. P. 147-174.
Freel M. (2010) Knowledge-Intensive Business Services users and uses: Exploring the propensity to innovation-related cooperation with Knowledge-Intensive Business Services // Knowledge-intensive Business Services: Geography and Innovation / Eds. D. Doloreux, M.S. Freel, R.G. Shearmur. Burlington, VT: Ashgate. P. 75-98.
Gotsch M., Hipp C., Gallego J., Rubalcaba L. (2011) Sectoral Innovation Watch. Knowledge Intensive Services Sector. Europe Innova Final Report, December 2011. Brussels: European Commission. Режим доступа: http://www.praxis.ee/wp-content/uploads/2014/03/sector-report-knowledge_en.pdf, дата обращения 27.06.2017.
Janger J., Schubert T., Andries P., Rammer C., Hoskens M. (2017) The EU 2020 innovation indicator: A step forward in measuring innovation outputs and outcomes? // Research Policy. Vol. 46. № 1. Р. 30-42.
Keeley L., Walters H., Pikkel R., Quinn B. (2013) Ten types of innovation: The discipline of building breakthroughs. New York: John Wiley & Sons.
Landry R., Amara N., Doloreux D. (2012) Knowledge-exchange strategies between KIBS firms and their clients // The Service Industries Journal. Vol. 32. № 2. Р. 291-320.
Marasco A., Masiello B., Izzo F. (2011) Customer interaction and innovation in Creative-Intensive Business Services: A framework for exploring co-innovation in advertising agency-client relationships. Paper presented at the Reser 2011 Conference "Productivity of Services Next Gen-Beyond Output/Input". Режим доступа: 07-10 September 2011. http://reser.net/materiali/priloge/slo/marasco_et_al.pdf, дата обращения 24.03.2017.
Masiello B., Marasco A., Izzo F., Amato U. (2014) Exploring Clients' Role in the Innovation of Advertising Services: A European Survey. Paper presented at the 21st IPDM Conference "Innovation through Engineering, Business and Design", Limerick, Ireland, June 15-17, 2014. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/276936668_EXPLORING_CLIENTS'_ROLE_IN_THE_INNOVATION_OF_ADVERTISING_SERVICES_A_EUROPEAN_SURVEY, дата обращения 26.08.2017.
Miles I. (2012) KIBS and Knowledge Dynamics in Client-Supplier Interaction // Exploring Knowledge-Intensive Business Services: Knowledge Management Strategies / Ed. E. di Maria. London; New York: Palgrave Macmillan. P. 13-34.
Miles I., Kastrinos N., Bilderbeek R., Den Hertog P., Flanagan K., Huntink W., Bouman M. (1995) Knowledge-intensive business services: Users, carriers and sources of innovation. European Innovation Monitoring System (EIMS) Report. Brussels: European Commission.
Miozzo M., Desyllas P., Lee H., Miles I. (2016) Innovation collaboration and appropriability by knowledge-intensive business services firms // Research Policy. Vol. 45. № 7. P. 1337-1351.
Mooi E., Sarstedt M. (2011) A Concise Guide to Market Research. The Process, Data, and Methods Using IBM SPSS Statistics. Heidelberg; New York; Dordrecht; London: Springer.
OECD (2017) STAN: OECD Structural Analysis Statistics 2016. Paris: OECD. Режим доступа: , дата обращения 15.06.2017. DOI: https://doi.org/10.1787/stan-2016-en
OECD, Eurostat (2005) Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data (3rd ed.). Paris: OECD, Eurostat.
Pinto H., Fernandez-Esquinas M., Uyarra E. (2015) Universities and knowledge-intensive business services (KIBS) as sources of knowledge for innovative firms in peripheral regions // Regional Studies. Vol. 49. № 11. Р. 1873-1891.
Rodriguez M., Camacho J.A. (2010) Are knowledge-intensive business services so "hard" innovators? Some insights using Spanish microdata // Journal of Innovation Economics & Management. Vol. 1. № 5. Р. 41-65.
Rodriguez M., Doloreux D., Shearmur R. (2015) Innovation strategies, innovator types and openness: A study of KIBS firms in Spain // Service Business. Vol 3. P. 1-21. -x. Режим доступа: https://www.springerprofessional.de/innovation-strategies-innovator-types-and-openness-a-study-of-ki/10902094, дата обращения 08.02.2017. DOI: https://doi.org/10.1007/s11628-015-0286
Santos-Vijande M.L., López-Sánchez J.Á., González-Mieres C. (2012) Organizational learning, innovation, and performance in KIBS // Journal of Management & Organization. Vol. 18. № 6. Р. 870-904.
Schnabl E., Zenker A. (2013) Statistical Classification of Knowledge-Intensive Business Services (KIBS) with NACE Rev. 2. evoREG Research Note № 25. Karlsruhe: Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research (ISI).
Schricke E., Zenker A., Stahlecker T. (2012) Knowledge-intensive (business) services in Europe. Brussels: European Commission.
Susskind R., Susskind D. (2015) The Future of the Professions: How Technology Will Transform the Work of Human Experts. Oxford: Oxford University Press.
Szczygielski K., Grabowski W. (2014) Innovation strategies and productivity in the Polish services sector // Post-Communist Economies. Vol. 26. № 1. P. 17-38.
Wyrwich M. (2013) The Role of Regional Conditions for Newly Emerging KIBS Industries in the Face of Radical Institutional Change // European Planning Studies. Vol. 21. № 11. Р. 1760-1778.
Березин И.С. (2016) Экспертные оценки объема и динамики рынков интеллектуальных услуг в России 2005-2015 // Маркетинг в России. 2016 / Под ред. И.С. Березина. М.: Гильдия маркетологов. С. 33-69.
Березин И.С., Дорошенко М.Е. (2015) Количественные и качественные изменения на рынке интеллектуальных услуг в России 2005-2013 гг. // Маркетинг в России. 2015 / Под ред. И.С. Березина. М.: Гильдия маркетологов. С. 85-128.
Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е., Рудь В.А. (2010) Анализ инновационных режимов в российской экономике: методологические подходы и первые результаты // Форсайт. Т. 4. № 3. С. 18-30.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.