Аннотация
Заиченко Станислав Александрович — старший научный сотрудник, Лаборатория экономики инноваций, Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. E-mail: szaichenko@hse.ru
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20
Отечественная политика в сфере науки, технологий и инноваций находится на пороге перехода к комплексной системе гибких адресных механизмов регулирования инновационных процессов. Все большее внимание уделяется определению ориентиров и типологий, позволяющих выделить модели поведения ключевых участников инновационных процессов, стратегии их развития, индивидуальные факторы эффективности и пр. В статье анализируется специфика основных стратегий, которыми руководствуются организации, осуществляющие исследования и разработки, по передаче результатов своей деятельности в реальный сектор. Информационной базой исследования послужили микроданные, собранные специалистами ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 2011 г. в рамках проекта «Мониторинг инновационной активности субъектов инновационного процесса» и обработанные при помощи методов факторного анализа.В зависимости от уровня новизны передаваемых технологий выделены три сегмента научных организаций с соответствующими стратегиями инновационного поведения: инновационный (внедрение разработок, не имеющих аналогов, как на отечественном, так и зарубежных рынках, обладающих качественно новыми характеристиками, которые отвечают современным стандартам или превосходят их), модификационный (трансфер технологий, новых для внедряющей организации, но не для рынка в целом) и адаптационный (передача технологий, ранее использовавшихся внедряющей организацией, в измененном, усовершенствованном виде).
Описание ключевых характеристик деятельности научных организаций позволило создать усредненные «портреты» рассматриваемых сегментов. Выявлены значимые различия между ними с точки зрения форм, способов и заказчиков трансфера, востребованных механизмов государственной поддержки, приведены рекомендации по мерам политики, способствующим их развитию.