Интеллектуальные деловые услуги: российский опыт
PDF
PDF (English)

Ключевые слова

интеллектуальные услуги
сервисные инновации
сопроизводство услуг
сервисная экономика
производство кастомизированных услуг
услуги как драйверы инноваций

Как цитировать

ДорошенкоМ., МайлсЙ., & ВиноградовД. (2014). Интеллектуальные деловые услуги: российский опыт. Форсайт, 8(4), 24-38. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2014.4.24.38

Аннотация

Интеллектуальные деловые услуги относят к числу важнейших секторов «экономики знаний», играющих заметную роль в развитых странах. Оказывающие эти услуги компании не только сами ведут активную инновационную деятельность, но выступают проводниками знаний для своих потребителей. В статье анализируется состояние рынка интеллектуальных деловых услуг в России и рассматриваются ключевые аспекты инновационной деятельности его акторов. Эмпирическим материалом для статьи послужили обследования этого рынка в России — как работающих на нем компаний, так и их заказчиков. Интеллектуальные услуги часто персонализированы и не поддаются стандартизации. Они разрабатываются для решения конкретных задач конкретных потребителей, что с неизбежностью предполагает вовлечение последних в процессе создания этих услуг. Совместная разработка услуги исполнителем и пользователем открывает путь для трансфера знаний и взаимного обучения. Авторы статьи показывают, что потребление интеллектуальных деловых услуг способствует повышению инновационной активности заказчиков, что подтверждает значимость этого сектора для инновационной системы в целом.

Данные опросов подтверждают, что потребление интеллектуальных услуг может влиять на склонность потребителей к инновациям, а эффект от последних, как правило, оказывается положительным и сильным. Склонность к инновациям в свою очередь стимулирует дальнейшее потребление интеллектуальных услуг, то есть запускает самоподдерживающийся механизм роста инновационной активности. Концептуально подобные следствия связаны с передачей знаний в ходе сопроизводства: потребители получают как специализированные, так и общие знания, совершенствуя свои компетенции и наращивая инновационный потенциал. Это позволяет заказчикам лучше понимать собственные потребности и побуждает их потреблять более кастомизированные интеллектуальные услуги в будущем, а производящим интеллектуальные услуги компаниям — стать действенными элементами инновационных систем. Органам власти следовало бы рассмотреть возможности стимулирования инновационного развития посредством поддержки рассматриваемого сектора.

https://doi.org/10.17323/1995-459X.2014.4.24.38
PDF
PDF (English)

Литература

Bettencourt L., Ostrom A., Brown S., Roundtree R. (2002) Client co-production in knowledge-intensive business services//California Management Review. Vol. 44. № 4. Р. 100-128.

Doroshenko M. (2012) How Knowledge-Intensive Business Services Upgrade Their Customers: Evidence from Russia//Exploring Knowledge-Intensive Business Services: Knowledge Management Strategies/Eds. E. di Maria, R. Grandinetti, B. di Bernardo. Basingstoke: Palgrave Macmillan. P. 79-99.

Edler J., Georghiou L. (2007) Public procurement and innovation: Resurrecting the demand side//Research Policy. Vol. 36. P. 949-963.

European Commission (2011) European Competitiveness Report 2011. Luxembourg: Publications Office of the European Union.

European Commission (2014) Employment and Social Developments in Europe 2013. Luxembourg: Publications Office of the European Union.

IMF (1991) A Study of the Soviet Economy (vol. 1). Washington, D.C.: International Monetary Fund.

Langhammer R.J. (2008) Sectoral Distortions and Service Protection in Russia: A Comparison with Benchmark Emerging Markets and EU Accession Candidates//Eastern European Economics. Vol. 46. № 6. P. 70-83.

Miles I. (2005) Knowledge Intensive Business Services: Prospects and Policies//Foresight. Vol. 7. № 6. Р. 39-63.

Miles I. (2012) KIBS And Knowledge Dynamics In Client-Supplier Interaction//Exploring Knowledge-Intensive Business Services Knowledge Management Strategies/Eds. E. di Maria, R. Grandinetti, B. di Bernardo. London: Palgrave.

Satzger G., Schulteß P., Neus A. (2009) Knowledge Intensive Services Procurement Strategy. Karlsruhe: Karlsruhe Service Research Institute.

Schnabl E., Zenker A. (2013) Statistical Classification of Knowledge-Intensive Business Services (KIBS) with NACE Rev. 2 (evoREG Research Note № 25). Karlsruhe: Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research.

Spohrer J., Maglio P. (2008) The Emergence of Service Science: Toward Systematic Service Innovations to Accelerate Co-creation of Value//Production and Operations Management. Vol. 17. № 3. Р. 238-246.

Tether B.S., Hipp C., Miles I. (2001) Standardisation and Particularisation in Services: Evidence from Germany//Research Policy. Vol. 30. P. 1115-1138.

den Hertog P. (2000) Knowledge-intensive business services as co-producers of innovation//International Journal of Innovation Management. Vol. 4. № 4. Р. 491-528.

ГУ-ВШЭ (2010) Индикаторы инновационной деятельности: 2010. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ.

Дорошенко M.E., Березин И.С., Виноградов Д.В., Сидорова Н.Б., Суслов А.Б. (2010) Интеллектуальные услуги в России. М.: Беловодье.

Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.